Вопросы ЕГЭ по обществознанию
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.
Зачем же нужен этот предмет и почему его повсеместно преподают в общеобразовательных школах Российской Федерации?
В Советском Союзе с 60-х г.г. и вплоть до его развала среди прочих общеобразовательных предметов читался курс «Обществоведение». Суть предмета сводилась к тому, чтобы путем преподавания в головах советских школьников выстраивалась четкая система миропонимания сквозь призму взглядов К. Маркса и В. Ленина. Система, которой обучались школьники помогала во многом воспринимать учащимися существующий в стране политический режим, общественный строй, понять цели и задачи, стоявшие перед политиками государства Советов. Можно сказать, что «Общестововедение» являлось частью общего курса патриотического воспитания в школах.
С развалом Советского Союза исчез и сам школьный предмет, правда не насовсем.
Общественные науки на рубеже ХХ и ХХI веков стали стремительно развиваться, и это изменение не могло не найти отражения в новой школьной программе Российской Федерации. Советский Союз исчез, но потребность государства в думающей молодежи осталась.
На смену курсу «Обществоведение» пришел курс «Обществознания».
ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! Причин несдачи экзамена по обществознанию множество, одна из них в том, что среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание - один из самых легких предметов. Многие из них уверены, что по нему-то уж можно что-нибудь наболтать. Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно наболтать, а нужно давать четкие ответы.
И вот перед нами вторая ловушка обществознания, знание терминологии и умение ими оперировать. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления, умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его препарирование, что гораздо сложнее.
ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен, он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам, экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат, терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом включить нужный понятийный аппарат.
ЕГЭ по обществознанию необходимо для поступления на многие специальности, экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки, многочисленных учебников и пособий. Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника - Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.
Пятая ловушка ЕГЭ - недостаточное количество часов, которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в трети гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.
Как же избежать ловушек и превратить их в плюсы при подготовке?
Пять советов опытного преподавателя обществознания
1. Не стоит недооценивать экзамен по обществознанию. Многие ученики относятся к обществознанию как к чему-то очень простому, где можно почти не готовиться, а просто давать ответы по логике - это определенно неверно!
Первая ловушка, выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.
Вторая ловушка, учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.
Третья ловушка, научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.
Четвертая ловушка, с осторожностью выбирайте пособия для подготовки, ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно,
Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.
Пятая ловушка, недостаточное количество часов можно компенсировать только одним - дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию дети учатся мыслить и использовать полученные знания.
|