§ 3. Сознание и деятельность

§ 3. Сознание и деятельность

От предметно-чувственного сознания к абстрактному мышлению. Решающую роль в развитии человеческого рода сыграли три фактора — прямохождение, трудовая деятельность и мышление. Их результатом стало появление человеческого сознания и человеческой культуры.
Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далёких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание (т. е. осмысление своих собственных чувств и наблюдаемых вещей) с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени ещё носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе ещё было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Качественный сдвиг в труде и сознании произошёл с началом изготовления орудий труда. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление.
Слово «сознание» указывает на совместное его действие с знанием.
Сознание — способность идеального воспроизведения действительности, а также механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Сознание правильнее всего трактовать в двух значениях, а именно как: 1) самую абстрактную, предельную философскую категорию, парную бытию; 2) обыденное понятие, обозначающее общую способность ориентироваться в мире, с помощью разума контролировать свои действия. Когда говорят, что человек вышел на улицу и неожиданно потерял сознание, то подразумевают второе, обыденное словоупотребление понятия «сознание». Потерять сознание в данном случае означает утратить нечто большее, чем только память или здравый рассудок. Можно оставаться в полном сознании, но при этом не уметь или не иметь возможности правильно, разумно рассуждать, анализировать явления, систематизировать их.
В психологии сознание трактуется как высшая форма психики. Человеческое бытие есть не что иное, как способ деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие.
Что такое деятельность. Есть ли деятельность у людей? Да! А у животных? Нет! Попробуем разобраться, почему у животных нет деятельности? Поведением животных руководят инстинкты, действиями человека — разумные цели и мотивы.
Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, но только человеческой, поскольку сама по себе активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Однако активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой и светочувствительной реакцией на неё, в частности тропизмом. Активность животных включает лишь элементарные формы поведения, приспособления к среде и научение. Активность человека не только более многообразна — по формам, видам и сферам проявления, но и многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт. Таким образом, активность — всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Обе характеристики — познание и творческое преобразование — присущи только человеку, но отсутствуют в активности растений и животных. Поэтому в научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием
.
Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.
Деятельность и инициатива. Деятельность может быть инициирована кем-то или чем-то извне. Если при этом она совпадает с собственными желаниями субъекта, то называется добровольной деятельностью. Если инициированная извне деятельность с ними не совпадает, то она называется принудительной. Деятельность, инициированная самим субъектом, именуется инициативной.
Инициатива может быть индивидуальной и коллективной. Во втором случае речь идёт о трудовых починах, социальных и общественных инициативах, принимающих форму общественных движений, комитетов, фондов или народных фронтов. Инициатива выражается в виде подачи заявки или выдвижения предложения. Мэрия города может выступить с инициативой проведения у себя крупного спортивного соревнования. Инициативу можно поддерживать и не поддерживать. Когда инициативу поддерживают в обществе, она превращается в общественную акцию или движение. Инициативу, как правило, подхватывают те, кому она близка по убеждениям, или те, кто видит в ней выгоду для себя, а не поддерживают те, кто ощущает её потенциальную опасность для своего положения.
По внешней направленности деятельность специализирована по видам занятий: деятельность политика или деятельность врача. По субъекту деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Скажем, деятельность президента страны в отличие от деятельности компании или правительства. Она может принимать институциональную форму либо не принимать её. Деятельность законодательного органа — яркий пример первого вида, деятельность преступной группировки — второго.
Поскольку деятельность проявляется во всех сферах общества, то её виды или разновидности совпадают с ними. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая деятельность — к сфере экономики и т. д. Каждый вид деятельности разбивается на подвиды. Допустим, в рамках экономической деятельности можно выделить как самостоятельные явления трудовую и производственную деятельность. Выделяют досуговую деятельность, хозяйственную, любительство как вид деятельности, духовную и материальную. С точки зрения её творческой роли выделяют деятельность продуктивную (создание новых идей и продуктов) и репродуктивную (воспроизведение, повторение уже существующего).
Кроме того, деятельность может носить легальный (легитимный) и нелегальный характер. Условием превращения деятельности в легальную часто служит лицензирование, хотя не для каждого вида деятельности. Любая одобряемая обществом деятельность, не противоречащая его нравственным принципам, обычному праву и законам, считается легитимной (в узком смысле — легальной). По сферам жизнедеятельности различают политическую, экономическую, социальную, духовную и техническую деятельность. Внутри каждого из этих видов она может ещё больше специализироваться. К примеру, издательская деятельность имеет такие частные разновидности, как редакторская, корректорская деятельность, тиражирование и т. д. Существуют такие виды деятельности, как управленческая, строительная, сбытовая, обслуживающая, банковская, контрольная, закупочная, поисково-разведывательная, коммерческая, внешнеэкономическая, общественная, научная, интеллектуальная, выставочно-ярмарочная, массовая, профессиональная, игровая, музейная и др.
Для деятельности характерны такие параметры, как условия, результат, цель, показатели, оценка, классификационные признаки. Субъектом деятельности не могут выступать неодушевлённые объекты, например машины, животные. Если по отношению к ним и употребляется термин «деятельность», то он используется не по прямому назначению и, стало быть, выполняет роль метафоры (переносного значения).
Структура деятельности зависит от её субъекта, целей и характера. Различают структуру индивидуальной и коллективной деятельности.
Базовыми элементами структуры деятельности выступают действия и операции. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную цель. Например, действием, включённым в структуру образовательной деятельности, можно считать чтение книги, а к действиям, связанным с творчеством, относятся формулировка замысла, его поэтапная реализация.
Термин «действие» в строгом смысле применим только к человеку. Животные не способны ставить перед собой цель, стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий.
Действия человека, как правило, осмысленны (кроме состояний аффекта, когда человек теряет над собой контроль). Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда
они соединяются в цепочку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина — действие, но повторяющееся хождение по магазинам, ставшее чертой образа жизни женщины, её социальной ролью, это уже деятельность. Отдельные действия — глажка белья, приготовление пищи, уборка помещений и т. д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Человеческое общество развивается благодаря деятельности людей.
Индивидуальное сознание и мировоззрение. Индивидуальное сознание — это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. В них проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.
Содержанием индивидуального сознания выступает усвоенный отдельным человеком культурный опыт человечества, т. е. совокупность правил, норм и символов. Оно, это сознание, и выступает в роли незримого цензора.
Зигмунд Фрейд придумал ему специальное название — Сверх-Я. Оно соотносит каждый природный импульс с культурными правилами: безумно захотев есть, мы не мчимся со всех ног в столовую посреди урока и не отнимаем еду у соседа. Нет, мы подчиняемся культурным условностям, контролируя мощнейший природный импульс.
Сознание выражается в словах, но одновременно оно само является внутренней речью. Сознание нуждается в языке, как содержание нуждается в форме, а форма — в содержании.
Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.
От психики животных сознание человека отличается тем, что: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у
животных; 3) человек способен не только отражать мир в своём сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция.
Мировоззрение. Развитое самосознание всегда включает мировоззрение, поскольку самоопределение есть определение себя в мире, а мировоззрение, в свою очередь, обязательно преломляется через «образ Я», выражая личное отношение человека к миру.
Мировоззрение (миросозерцание) — система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют следующие типы мировоззрения: а) житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; б) религиозное, связано с верой в сверхъестественное или с верой в Бога (или богов); в) философское, обобщающее опыт духовного и практического познания мира; г) научное, представляющее собой последовательную систему взглядов на развитие и строение природы и общества.

Основные термины и понятия

Сознание, деятельность, мировоззрение    

Вопросы и задания

1. Какие факторы сыграли решающую роль в развитии человеческого рода? Как они взаимосвязаны между собой?
2. Что такое «предметно-чувственное сознание», «абстрактно-понятийное мышление»? Сравните их, приведя примеры.
3. Проявляется ли у животных предметно-чувственное сознание? Своё мнение обоснуйте.
4. Чем сознание человека отличается от психики животных? Приведите примеры, иллюстрирующие ваше объяснение.
5. Что такое деятельность? Почему можно говорить только о человеческой деятельности?
6. Приведите примеры многообразия форм человеческой деятельности.
7. Что такое индивидуальное сознание? Что влияет на его формирование?
8. Дайте определение понятию «мировоззрение». Назовите его типы. Приведите примеры каждого из типов мировоззрения.

Практикум по обществознанию

1. Что является содержанием индивидуального сознания? Подберите примеры его наглядного проявления.
2. Вспомните один день вашей повседневной жизни и расскажите, в каких формах, видах, сферах деятельности вы себя проявили.
3. Назовите какое-либо явление или процесс, приведя примеры его толкования с позиций каждого из известного вам типов мировоззрения
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты