§ 32 — 33. Молодёжь и молодёжная субкультура

§ 32 — 33. Молодёжь и молодёжная субкультура

Молодёжь как социальная группа. Молодёжь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
Молодёжь — социально-демографическая группа 14— 30-летних, переживающая становление социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.
В российской традиции с начала XX в. до наших дней границы собственно молодёжного возраста в социальной статистике и в переписях населения варьировались от 10—12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28—30 лет в конце XX в.
В общем и целом сегодня специалисты договорились считать границы молодёжи в интервале от 14 до 30 лет. Нижняя граница молодёжного возраста связывается с половым созреванием, завершающим периодом обучения в общеобразовательной школе, началом профессионального образования. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребёнка.
Это значит, что молодёжь, как демографическая категория, объединяет население в пределах шестнадцатилетнего возрастного интервала. На молодёжный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека.
Группы молодёжи. За столь относительно короткий отрезок жизни молодёжь переживает смену своего социально-демографического статуса несколько раз:
Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
Средняя группа: молодёжь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живёт на собственные доходы. В этом возрасте идёт активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определённую квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но для этой группы характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.
Социологи в качестве социального признака верхней границы молодёжного возраста нередко выбирают образование семьи. Семейный мужчина или замужняя женщина — это уже как бы не молодые, а вполне взрослые люди. И это правильно, поскольку семья накладывает на человека совершенно новые обязанности и статусные полномочия, которые выходят за рамки понятия «молодёжь».
Молодёжь социально неоднородна, и её различные отряды (рабочая, крестьянская, учащаяся, городская и сельская) имеют свои специфические особенности. Они касаются ценностных ориентаций, материального достатка, образа и стиля жизни. Рабочая молодёжь раньше начинает трудовую жизнь и раньше обзаводится семьёй, чем представители среднего класса, которые пять лет учатся в вузе, а затем в течение двух-трех лет ищут подходящую работу для того, чтобы материально обеспечить будущую семью. Стало быть, молодость у одних заканчивается раньше, чем у других.
Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии, супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодёжь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнёров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное.
Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. И. Ньютону не было ещё и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем ещё в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Алеко», которая была его дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.
Критические точки социализации личности
Критический возраст. На жизненном пути человека можно выделить три критические точки (см. рис.):
— от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду,
— от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессиональных ролей,
— от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода.
Период активной социализации ABC обозначен тремя точками кризиса.
На рисунке обозначены три критические точки в жизни человека: А — окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В — кризис середины жизни, С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.
Возраст 16—18 лет — самый критический. Молодой человек должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру.
Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время ещё нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий; человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счёт которых он живёт.
После 17 лет для рабочей молодёжи и 23—25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнёры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых человек больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации.
Проблемы современной российской молодёжи. Современная российская молодёжь сталкивается со множеством демографических, социальных, экономических и нравственных проблем.
Первая проблема — сокращение численности молодых людей и, следовательно, старение населения, снижение роли молодёжи как трудового ресурса общества.
Вторая проблема — ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Нынешнее молодое поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, 45—50% из них имеют серьёзные отклонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась до 80% .
Третья проблема — молодёжная безработица. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остаётся высокой. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». В проведённом исследовании выяснилось, что в будущем боятся стать безработными более 70% опрошенных.
Четвёртая проблема — падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования свидетельствуют, что молодёжь отдаёт предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным. Опрос показал, что для 56,8% молодых людей главным в жизни являются деньги. Желание «жить хорошо» отражает естественное стремление людей, но если оно не переходит нравственных границ.
Пятая проблема — материальная обеспеченность. Во времена 1990-х гг. прошлого века жизненный уровень значительной части населения России снизился, однако немало людей стали жить богаче, чем прежде. Всё это самым непосредственным образом коснулось молодых. Немногим родители дают достаточное количество денег, и ещё какая-то часть подростков в наше время способна заработать себе на жизнь. Примерно половина молодых людей подрабатывает в свободное от учёбы время и получает за свой труд более 1,5 тыс. руб. в неделю. Большую часть заработанного они тратят на развлечения, меньшую — отдают в семейный бюджет и откладывают на оплату дальнейшего образования.
Процесс омоложения элиты общества. Происходит омоложение руководящей элиты общества. В экономике на смену «новым русским», нередко малообразованным, приходят «новые новые русские», имеющие одно-два высших образования, свободно владеющие одним-двумя иностранными языками, в совершенстве знающие компьютер. Современная «молодёжная волна» — это 30—40-летние, пришедшие в политику, банки, предпринимательство, бизнес самого высокого уровня.
Как знать, может быть, вы, закончив вуз, составите уже третье поколение российских предпринимателей. Во всяком случае, уже на школьной скамье вы должны сориентироваться и выбрать свой жизненный путь. Сегодня промедление недопустимо, так как многие привычки, навыки и черты характера, необходимые для бизнеса, научных занятий, юриспруденции, формируются в раннем и среднем подростковом возрасте.
Качественно изменилось и мировоззрение молодёжи. В 1983 г., согласно данным многих исследований, 84% молодых людей СССР были убеждены в том, что социализм является единственным общественным строем, который на деле воплощает права и свободы человека. А проведённые на рубеже XX и XXI вв. опросы показали, что большинство молодёжи склонно считать наиболее привлекательным цивилизованное рыночное общество.
Особенности молодёжной субкультуры. За последние 50 лет мир молодёжных субкультур охватил около тысячи самых разных явлений и течений, включая: хиппи, нацболов, анархистов, буддистов, свидетелей Иеговы, язычников, футбольных фанатов, автостопщиков и т.д.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Молодёжная субкультура — уникальное явление. Именно в этот период, приблизительно в 17—18 лет, начинается поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе, практические попытки бороться за равенство и братство. К 20 годам разочарование обществом взрослых, где нет идеалов и возвышенных ценностей, на которых воспитывали детей, достигает максимума. У молодёжи достаточно сил и знаний, как она сама считает, для того, чтобы переустроить общество взрослых на нравственных основаниях. Но мощь общественных институтов, прежде всего милиции и армии, направлена на защиту статус-кво. Революционный накал молодёжи выливается в практических действиях (мятеж, демонстрация, бунт) и теоретических (создание собственной музыки, поэзии, театра и т. д.).
Что такое контркультура? Контркультура — субкультура, противостоящая, конфликтующая с господствующими ценностями.
В литературе термин «контркультура» употребляется и как собирательное название разных по идейной и политической ориентации протестных групп молодёжи («новые левые», хиппи, битники и др.), сознательно противопоставляющих свои цели, задачи и атрибутику символике и целям официальной культуры.
Молодёжный протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «антипотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом и религиозными поисками.
Чем же различаются субкультура и контркультура? Субкультура выделяет известную группу людей, отгораживает от других, позволяет ей теснее сплотиться на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. У контркультуры всегда общественный замах, она стремится как минимум расчистить себе путь, отодвинуть другие группы или субкультуры, занять в обществе доминирующие позиции, а как максимум — вообще свергнуть существующий строй и создать новый. Такими были молодые большевики и российские «новые левые» второй волны (конец 1990-х и начало 2000-х гг.).
Среди социальных и конкретно-исторических причин распространения молодёжной субкультуры во второй половине XX в. западные специалисты обычно называют две ведущие:
1) рост доходов среднего класса и особенно его молодёжной прослойки в 1950-е гг.;
2) появление новых средств записи и распространения музыкальной культуры (радиоприёмников, магнитофонов и т. п.).
В 1950-е гг. страны Запада вступают в полосу экономического подъёма. Выросло материальное благосостояние родителей, и они стали выделять своим детям больше средств на карманные расходы. На это моментально откликнулись предприниматели. Расширилась сеть молодёжных клубов, дансингов, баров, выросли тиражи журналов и книг для молодёжи, объёмы производства товаров широкого потребления. В обиход входит понятие «молодёжная мода» и т. п.
Процесс развивался с невиданной скоростью. В конце 1950-х гг. в США заговорили о битниках — предшественниках хиппи и панков. В 1960-е гг. Америку захлестнула волна движения хиппи — сотни тысяч непосредственных участников и миллионы сочувствующих. В 1968 г. Францию потрясли студенческие бунты, а в 1970-е гг. Италию ввергли в ужас террора «красные бригады», состоявшие из молодых бунтарей марксистского толка.
Промышленность и предприниматели не могли не откликнуться на растущие потребности молодёжи. Возникают такие явления, как молодёжная индустрия, молодёжная мода, молодёжные движения, молодёжная субкультура. Ещё в 1930-е гг. наметился подъём в грамзаписи, производстве фильмов и т. п. Только экономическое процветание общества и становление мощного среднего класса в Америке позволили молодёжи выделиться в самостоятельную социальную силу, заявить о специфических, вначале культурных, а затем и политических интересах. Свидетельством последних служит мощная волна студенческих волнений, прокатившаяся по Европе в 1968 г.
Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодёжных программ.
Молодёжная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определённые жизненно важные потребности.
Среди отличительных черт — очень широкое многообразие видов, течений, направлений и поветрий, а также неформальный статус субкультуры, отчего собирательным термином для всех направлений молодёжной субкультуры выступает слово «неформалы».
Неформалы — официально не зарегистрированная группа, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.
По отношению к официально существующим властям у них двойной статус: они являются не признающей эти власти силой и одновременно не признанной этими властями организацией.
Внутри себя молодёжная субкультура неоднородна. Она разбивается на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе: социальным (про- тестные и экологические движения); политическим (антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы); музыкальным (металлисты, рэпперы и др.); религиозным, экономическим и т. п. Молодёжные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов.
Первым и самым заметным признаком молодёжной субкультуры выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодёжь из среднего класса одевается, проводит досуг и ведёт образ жизни, отличный от тех, что характеризуют молодых представителей высшего и низшего классов. Кроме того, значительные отличия в субкультуре обнаружены у представителей молодёжи разных рас.
Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем.
Стиль — суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т. п.
От этого слова произошло название «стиляги» — представители молодёжной субкультуры в 1950—1960-е гг. в СССР, любившие модно, по-западному, одеваться.
Базой для формирования специфического стиля жизни выходцев из среднего класса служит студенческая жизнь. И не случайно, ибо подавляющее большинство обеспеченной молодёжи с 18 до 21—22 лет (когда рабочая молодёжь уже трудится или служит в армии) учится в вузе. Отсюда следует, что в политических протестах студенческая молодёжь участвует чаще рабочей. Недаром большинство проектов революционного переустройства общества возникало именно в студенческой среде.
В рядах антиглобалистов, защищающих бедных и угнетённых, особенно из стран «третьего мира», не только фермеры и представители городских средних классов, но также безработная молодёжь и студенчество.
Экологисты относятся скорее к среднему и верхнему слоям среднего класса, а также вовлекают в свои ряды известных лиц — знатных аристократов, звёзд кино и телевидения, политиков, т.е. высший класс.
Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продлённое ученичество как псевдосамостоятельность; подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литератур-
ных героев вместо реализации собственных устремлений; наконец, неприятие или бегство от социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования.
В 2000-е гг. палитра молодёжной субкультуры стала чрезвычайно разнообразной. В ней появились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. В Интернете и на улицах можно встретить готов, эмо, сетевых геймеров, стритрейсеров и т. п.
К специфическим чертам российской молодёжной субкультуры специалисты относят:
1. Преимущественно развлекательную направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около 1/3 старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная функция не реализуется вовсе или реализуется недостаточно.
2. Вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры вытесняются образцами западной массовой культуры. Любимыми героями становятся, по данным опросов, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои боевиков. Соответственно меняется ценностная палитра юношеского сознания, где главные роли играют прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному успеху. Соответственно из ценностного набора молодёжи выдавливаются высокопочитаемые ценности: вежливость, кротость и уважение к окружающим.
3. Приоритет потребительских ориентаций. Ещё более заметна подобная тенденция в культуре учащейся молодёжи.
4. Изменения в принципах отбора культурных образцов. В выборе культурных кумиров современная молодёжь часто следует требованиям групповой среды (тусовки) и веяниям моды, а не собственному выбору или советам родителей.
5. Создание неформальных, неофициальных, альтернативных, андеграундных и прочих форм культуры, осуществляющихся вне учреждений культуры.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм.
Молодёжь уже не выступает, как прежде, единым монолитом, противостоящим старшему поколению. Внутри молодёжи противоборствуют и сосуществуют несколько направлений, исповедующих разные идеалы, ценности, поклоняющихся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.
Молодёжная политика. Решение проблем молодёжи — это общая задача общества, государства, самой молодёжи. В последнее время всё чаще используется термин «молодёжная политика». Под ним подразумевается ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения.
Это — широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо
или косвенно молодое поколения с момента рождения до 30-летнего возраста (поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жильё, свободное время, вопросы воинской службы и т. д.).
Под молодёжной политикой подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодёжи и т.д.
Проблемы молодёжи стали важнейшей составной частью любой политической партии России, стремящейся к решению задач развития и укрепления страны. С этим связано и появление различных молодёжных движений и программ («Наши», «Местные» и др.), которые курируются организациями, ведущими деятельность в политической сфере.

Основные термины и понятия

Молодёжь, субкультура, контркультура, неформалы, стиль

Вопросы и задания

1. Что такое молодёжь как социальная группа? Почему взгляды на возрастные границы молодёжи у разных социологов не совпадают? Назовите не менее двух причин.
2. Какие критерии использованы социологами при делении молодёжи на три возрастные группы?
3. Что такое критический возраст? Можно ли пройти его беспроблемно? Своё мнение обоснуйте.
4. Перечислите и охарактеризуйте проблемы современной российской молодёжи. Можно ли говорить, что эти проблемы присущи только молодёжи, но не другим возрастным группам?
5. В какой степени современные проблемы российской молодёжи схожи с подобными проблемами молодёжи других стран?
6. Что такое молодёжная субкультура? Насколько, на ваш взгляд, она близка вам и оказывает влияние на вас?
7. Выскажите своё отношение к выводу учебника о суррогатном характере молодёжной субкультуры. Приведите аргументы и примеры в пользу своей точки зрения.
8. Вредны ли для развития общества молодёжные субкультура и контркультура? Своё мнение обоснуйте.

Практикум по обществознанию

1. На основании материала учебника, информации из СМИ, ваших житейских наблюдений подготовьте мини-проект: «Мои (наши) предложения к государственной молодёжной политике России».
2. Верны ли следующие суждения о субкультуре?
А. Субкультура позволяет определённой группе людей сплотиться на основе общих идеалов, целей и ритуалов.
Б. Субкультуре всегда свойственно стремление занять в обществе лидирующие позиции.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты