§ 30—31. Юность как этап социализации
Что такое юность? Юность завершает активный период социализации. Юными считаются подростки (юноши или девушки) и молодые люди в возрасте от 13 до 19 лет. Их ещё называют тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определённые психологические сдвиги: появляются влечение к противоположному полу; агрессивность, зачастую немотивированная; проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности; подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Трудности юношеской социализации. Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к новому и к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчёркнутая автономия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодёжной субкультурой.
Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счёт: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.
Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчёркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма.
Что такое альтруизм? Альтруизм — бескорыстная забота о благе других людей.
Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылёк порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь.
Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости, в этом «бросании из огня да в полымя», выражается суть подросткового возраста.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
• несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан подростковым возрастом;
• несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологическим взрослением;
• противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т. д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они всё ещё требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров.
Ролевое бесправие — меньший объём прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.
Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинейджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжают считать детьми.
Современная молодёжь, несмотря на достаточно короткий срок молодости, разбивается на несколько поколений. Нормы поведения и ценности одного поколения не соответствуют нормам и ценностям другого.
В свою очередь, ускоряющаяся смена молодёжных поколений и возрастающее число поколений внутри молодёжи стимулируют ускорение технического прогресса, сти-
мулируют бизнесменов к выпуску всё более разнообразной техники, компьютеров, аудио- и видеодисков, плейеров, айфонов и т. п.
Период подростковой неопределённости возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности — и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодёжная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.
У подростка 14—16 лет существует свой собственный ролевой набор, куда входят роли ребёнка, мужчины или женщины, гражданина, учащегося, покупателя, помощника родителей по хозяйству, читателя, члена спортивной команды или кружка художественной самодеятельности и др. Если он нарушил закон, то у него появляется роль правонарушителя или даже преступника. Когда он превращается в заводилу компании, он берёт на себя роль лидера. Но если друзья его отвергают, ему достаётся роль аутсайдера. Такой набор, разумеется, меньше, чем у взрослого человека, но он больше, чем у младшего школьника.
Группа сверстников. Теоретически в своей семье ребёнок получает необходимые ему социальную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в семье, свободу действий, но без утраты защиты и принадлежности к ней.
Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа, французский писатель
Группа сверстников предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, являющиеся чертами взрослой субкультуры, и вместе с тем сохраняет для них социальную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как ещё неполные взрослые. Группа сверстников включает людей одного возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Впервые их судят не родители и взрослые родственники, а сверстники. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. С точки зрения социализации это принципиально важный момент: подросток учится смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше их по возрасту. То и другое — непременные атрибуты «взрослого общества», где также поступки людей оценивают равные по возрасту и не родственники. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого человека.
Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребёнок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь. Во всяком случае, начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьёй агентом социализации, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.
Стать взрослыми. В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьёз заняться решением нравственных и профессиональных проблем.
В возрасте 15—17 лет формируется собственное мировоззрение подростка, система ценностей, образ своего «я», образ будущего. Построение собственных взглядов происходит в течение всего подросткового периода и начинается с отвержения и критики взглядов, моральных ценностей родителей, близких родственников и учителей. Главным для подростка становится мнение референтной группы, т.е. значимого для него круга сверстников. Всё происходящее вокруг он/она воспринимает с точки зрения этой группы, иногда проверяя истинность суждений родителей. В группе сверстников подросток ищет возможность самоутвердиться. Неумение найти свою группу может привести к возникновению комплекса неполноценности и ненужности.
У многих, если не у большинства, подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, ещё не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же.
Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто обращается с ними как со взрослыми.
Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает всё, что подчёркивает, будто они всё ещё остаются детьми.
Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять своё место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы; судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их в армрестлинге.
Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплёвывать на пол, даже курить и пить спиртное, «как взрослые». Об игре в азартные игры и говорить нечего. Это самая распространённая форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.
Объективной взрослости у подростка ещё нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
— эмансипация от родителей. Ребёнок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10—12 лет дети ещё пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребёнок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети всё же наследуют ценности родителей, и в первую очередь отношение к фундаментальным проблемам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов;
— новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к оценкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие;
— взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения);
— внешний облик и манера одеваться.
Акселерация и взросление. В современных индустриальных обществах наблюдаются два противоречивых процесса — ускорение психофизического развития детей и замедление их нравственного развития. Первый процесс получил название акселерации, а второй — взросления. Таким образом, если первый сегодня ускоряется, то второй несколько запаздывает.
Что такое акселерация? Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физиологического созревания детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями.
В экономически развитых странах акселерация отчётливо видна последние 100—150 лет.
Статистика показывает, что дети в настоящее время вырастают более высокими, чем их предки. Скорее всего, это происходит благодаря лучшему питанию, медицинскому обслуживанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы.
Изменения в обществе способствуют наступлению половой зрелости в более раннем возрасте. У каждого конкретного ребёнка она наступает тогда, когда его организм в процессе развития достигает определённого уровня.
Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в прежнее время. Современные данные показывают, что средний возраст половой зрелости приблизился к 13 годам вместо 17 столетие назад. В результате девочки и мальчики стали раньше влюбляться, ухаживать и назначать свидания. Бабушки и мамы удивляются, а иногда и раздражаются этим обстоятельством. Ведь в их время всё наступало гораздо позже.
Самостоятельность. Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами — миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он ещё конечно же ребёнок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатывать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек. А самое главное — взрослым он стремится казаться. Подросток — это, пожалуй, единственная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодёжь — взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости.
Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.
Социологическим критерием разграничения двух периодов — молодёжного и зрелого — служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность. Но что считать проявлением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В экстремальные периоды истории войны и революции молодёжь быстрее достигает общественного признания, её социальный статус растёт благодаря повышению военной значимости молодёжи как источника рекрутов. Напротив, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затягивается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, которым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:
• сам себя обеспечивать средствами существования;
• распоряжаться деньгами независимо от других;
• быть самостоятельным в выборе образа жизни;
• проживать отдельно, независимо от родителей.
В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодёжи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырём приведённым критериям и поэтому вправе называться взрослыми. А какой процент российской молодёжи, на ваш взгляд, отвечает всем критериям?
Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые другие признаки, в частности, а) способность отвечать перед законом; б) допуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения социализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрослости.
Юноши и девушки, только ещё освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только «да» и «нет». Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они ещё не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг.
Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.
Основные термины и понятия
Тинейджеры, альтруизм, ролевое бесправие, акселерация
Вопросы и задания
1. Какую роль в жизни человека играет юность?
2. Почему юношеский возраст стал выделяться как отдельный этап в жизни человека только в XX в.?
3. Обязательно ли юность является переходным периодом? Объясните свой ответ.
4. В чём проявляет себя неустойчивость настроений у подростков? Приведите примеры из личной жизни.
5. Почему в подростковом периоде человеку трудно «найти себя» и определить своё место в жизни?
6. Что оказывает более сильное влияние на развитие в юношеском возрасте: наследственность или влияние окружающей среды?
7. Что такое ролевое бесправие тинейджеров? Раскройте проблему и приведите примеры из своей жизни.
8. Как, по-вашему, приведённые в параграфе критерии взрослости достаточны или нужны дополнительные? Можно ли считать взрослым того, кто отвечает одному или двум критериям? Можно ли в списке выделить главные и неглавные критерии?
Практикум по обществознанию
1. Проведите собственное расследование: какие обстоятельства, черты поведения и образа жизни, характеризующие положение современных тинейджеров в России, упущены в данном параграфе? Используйте свой жизненный опыт и свои познания.
2. Проведите
мини-исследование на тему «В какой степени я взрослый человек?».
3. Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом; физической силой; умственными способностями и умением их с выгодой применять; отношением к опасностям и риску; объёмом приобретённых знаний; способностью учиться на собственных ошибках; умением принимать правильные решения в сложных ситуациях; стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить. Попробуйте сделать это