§ 29. Сущность социализации
О социализации вы слышали и читали не раз, в том числе и в данном учебнике. Параграф, который сейчас перед вами, построен так, чтобы, обобщая и развивая ваши знания об этом явлении, выстроить целостную его картину.
Что такое социализация. В природе проявляется такая закономерность: чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде.
У человека по мере увеличения мозга сокращалось количество инстинктов и их место занимали социально приобретённые навыки. Природное начало сужалось, социальное — расширялось. Оно потребовало особого периода — детства, когда родители обучали потомство азам выживания. Чем выше взбиралось человечество по эволюционной лестнице, тем большему количеству знаний приходилось обучать, тем большее время для этого требовалось.
У человека период подготовки к взрослой жизни является самым затянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодо-
сти. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и «переобучается» всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
Понятие социализации. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.
Жизненный цикл человека. Процесс социализации проходит фазы, которые называют ещё стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата, или завершённости процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства, юности и зрелости, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.
От социализации надо отличать: адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет), возмужание (физиологический процесс укрепления организма человека в подростковом и юношеском возрасте).
Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства.
На стадии жизненного цикла человека влияют биологические и социокультурные факторы. В традиционном обществе не существовало самостоятельных, качественно различных стадий младенчества, детства, отрочества и юности. Детство получило признание в Европе в Средние века, а отрочество — только в XX в. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность.
Подготовка к самостоятельной жизни становится не только более продолжительной (в индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учёбу иногда до 25 лет), но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX в. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьёзное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение проходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье).
Только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.
Освоение социальных ролей. Социальной роли невозможно обучиться по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И всё это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает обучение как одну из частей.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Ведь человек, взрослея, проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тыс. лет своей культурной эволюции и какие прошёл человеческий род за 2 млн лет своей биологической эволюции.
Очень многое человек наследует не только от своих далёких животных предков, но и от своих непосредственных предков — родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детёныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И всё же её нельзя преувеличивать. Для социализации необходима нормальная социальная среда.
Значение детства. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищённый её этап.
У высших животных сформировалось особое явление — материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен — отцовство. У него нет биологических корней. Это целиком социально приобретённое качество. Материнство и отцовство вместе создают ещё одно явление — родительство, которое по мере развития общества превращается в специальный социальный институт.
Вынашивание потомства — самый ранний этап социализации, который предопределил дальнейший ход истории человеческого рода. В конечном счёте уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым даже в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие.
В пределах человеческой истории на удлинение детства серьёзно влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому. Собирательство требует наименьшего времени обучения. Переход от потребления пищи к её хранению увеличил сроки обучения. Последующий переход от собирательства к охоте потребовал ещё большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от успехов обучения.
Другой фактор удлинения детства — возникновение семьи. Появление моногамии — устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добывать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Её нижняя граница — возникновение института отцовства и на его основе — формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, началась история институтов.
Отсюда берёт своё начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере производства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потомства. Женщина обеспечивала вынашивание плода, выкармливание младенца грудью и психофизиологический уход за ребёнком. Отец подключался к воспитанию позже, но обучал детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.
С переходом от обезьяночеловека к человеку произошло удлинение сразу двух важнейших периодов жизни людей:
1) детства — периода первичного обучения и социализации,
2) старости — завершающего этапа жизни, периода наиболее эффективной передачи накопленных знаний и опыта.
Детство отличается от других этапов социализации прежде всего тем, что дети — единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребёнок», «мужской/женский пол», «сын/дочь» и т. п., которые они ещё не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей.
В роли дети играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли. У детей только игровое освоение социального мира: мальчики играют в войну, а девочки — в дочки-матери.
Виды социализации и её агенты. Социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной — на поздних.
Беспомощность ребёнка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощников называют агентами социализации.
Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
К агентам социализации относят:
1) агентов первичной социализации — родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодёжных группировок;
2) агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда; сотрудников телевидения, радио, печати и т. д.
Как вы видите, первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную — те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Полицейский практически всегда выступает в роли вторичного социализатора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа даёт знания, предприятие — средства существования и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисципли- натора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнёров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Семья — единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого её члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребёнок — объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) социализации одновременно. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.
Родительство. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями (матерью и отцом) и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент — когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверчив и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта — взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта — родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребёнка. Действительно, у всех живых существ — от птиц до млекопитающих — родительская забота запрограммирована генетически. Однако для человеческих существ это справедливо наполовину. Родительство — прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только люди намеренно подкидывают или передают на воспитание в другую семью своих детей либо передают под опёку государства. Только человеческие существа придумали специальные учреждения для оставляемых детей и систему санкций, при помощи которых либо наказывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отношений родительства.
Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX в. практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родителями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других принижена.
Только в XX в. произошёл перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человека русло. Принцип партнёрства и взаимной ответственности включён в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Количество детей в одной семье к тому времени значительно сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естественную цепочку социализации.
Основные термины и понятия
Социализация, агенты социализации
Вопросы и задания
1. Что такое социализация? Обязательна ли она для каждого человека?
2. Охарактеризуйте жизненный цикл человека. Какую роль в нём играет детство? Часто от детей приходится слышать: «Скорее бы прошло детство!» Быть может, действительно, чем короче детство, тем лучше?
3. Какие аргументы можно привести в доказательство тезиса: «Родительство — достижение человечества»?
4. Почему по отношению к социальным ролям применяют термин «освоение»?
5. Раскройте на примерах положение учебника о том, что человек в период социализации проходит те же самые этапы, какие в своей истории прошло человечество.
6. Если социализация показывает, что человек проходит те же этапы, которые проходило человечество, то нельзя ли какие-нибудь из этих этапов в жизни отдельного человека просто пропустить?
7. Какие виды социализации проходит человек? Можно ли осуществить социализацию через один её вид? Осуществляется ли социализация сначала через первый, а потом второй вид последовательно? Или она проходит через два вида сразу? Отвечая на эти вопросы, используйте примеры из жизни.
8. Являются ли агентами социализации следующие лица? Если да, то какой именно и какую функцию они выполняют: а) почтальон;
б) надзиратель тюрьмы; в) продавец; г) диктор телевидения; д) приёмщик заказов в ремонтной мастерской.
9. Можно ли поставить знак равенства между смыслом слов «социализация» и «воспитание»? Почему?
Практикум по обществознанию
1. Проанализируйте наличие агентов социализации в вашей жизни. На какие группы они делятся? Кто из них оказывает наибольшее воздействие на вашу социализацию?
2. Проанализируйте вашу роль в социализации окружающих как агента социализации