Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Введение

Введение

Мы живём в XXI в., в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В этот информационный век происходит расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями. Мгновенное переключение с одной отрасли знаний на другую, частая смена работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение — всё это очерчивает контуры того мира, в котором вам предстоит жить.
С раннего детства человек уже знает, что в шесть-семь лет пойдёт в школу и проведёт в ней (надеемся с пользой) немало лет — в нашей стране введено обязательное среднее образование. Очень многие из вас затем будут получать высшее образование в университете, академии, институте. Оно не только престижно, но и перспективно. Высшее образование открывает дорогу в бизнес, науку, сферу международных отношений и современного производства; позволяет заниматься артистической или юридической деятельностью, стать законотворцем или врачом.
Наступающая эпоха — это время, когда в системе научного и практического знания всё большее значение будут иметь социальные науки — экономика, юриспруденция, психология, социология, менеджмент, политология и др. Они-то и представлены в школьном курсе обществознания.
Социальные, в широком смысле общественные, науки выдвинулись на первый план в нашей стране в 90-е гг. прошедшего века. Возможно, что в начавшемся XXI в. позднее господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: история, литературоведение, искусствознание, культурология, этика, философия... Познакомиться с некоторыми из них вы также сможете в предлагаемом курсе школьного обществознания.
Обществознание — выражение, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует социология, которая при переводе (лат. socius — общество, греч. logos — знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Если учитывать не только этимологию (происхождение слов), но и содержание знаний, то в круг проблем, охватываемых обществознанием, включается то, что в мире именуют социальными науками. К ним относят: социологию, экономику, психологию, антропологию. С точки зрения отечественной традиции в обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые относят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям.
Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем — будущим химикам, физикам, инженерам, рабочим, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. Оно нужно всем гражданам России, независимо от их профессии. Молодое поколение, к какому бы поприщу оно себя ни готовило, не может обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической деятельности и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.
В отличие от курсов обществознания для 8 и 9 классов, где основной упор делался на знакомство с азами научного знания о человеке и обществе, учебники для 10 и 11 классов нацелены на более углублённое и серьёзное познание основ конкретных наук — права, экономики, психологии, философии, социологии, политологии, культурологии, этики.
Вместе с тем мы не ставим задачи охватить всё многообразие понятий, теорий и подходов, созданных в каждой из этих областей знаний. Большая наука, с которой вы познакомитесь, уже обучаясь в вузе, когда уже станете студентами, нагружена специальной терминологией и тысячами научных теорий, которые вряд ли разместятся на страницах одной книги. Поскольку мы подготовили для вас школьный учебник, то соответственно ограничили в нём объём исключительно теоретического материала.
Школьный курс обществознания обращается к доступному вам, старшеклассникам, кругозору, уже имеющемуся у вас жизненному опыту, одновременно расширяя и первое и второе.
Обществознание в старших классах должно быть ориентированным на те проблемы, в том числе нравственные, которые возникают в вашем возрасте. Переход от старшего подросткового возраста к юношескому — это время постановки и решения для себя кардинальных проблем о смысле жизни и жизненных ценностях. Вот почему эти вопросы нашли отражение в предлагаемом вам курсе.
Более углублённый курс обществознания для старшеклассников преследует ещё и практическую цель: дать необходимый минимум знаний для сдачи выпускного экзамена (в том числе в форме ЕГЭ) для поступления в вуз.
Другая цель курса обществознания — представить азы профориентации. Многие из вас хотят стать юристами, экономистами, не очень хорошо представляя себе, что это такое. Неправильный выбор профессии часто ломает судьбу. Поэтому к выбору будущей сферы своей деятельности, будущей профессии уже сейчас стоит отнестись с особым вниманием.
В новом учебнике вам откроется сложный мир социальных и гуманитарных наук, выходящих на лидирующие позиции в системе школьного и вузовского образования.
Главы учебника состоят из параграфов, разбитых на части. Наиболее важные положения, центральные для данной темы понятия выделены в них жирным шрифтом. После каждого параграфа даны вопросы и задания, которые (скорее всего, выборочно, по указанию учителя) вы будете выполнять. Предложенные вопросы и задания позволят проверить, как вы поняли изученный материал. Обратите внимание на задания, помещенные под рубрикой «Практикум». Курс обществознания ориентирован на применение полученных знаний, поиск информации из других, кроме урока и учебника, источников; решение практических задач, помогающих увидеть важность изучаемого в повседневной жизни. Задания «Практикумов» в наибольшей степени направлены на достижение этих целей. Среди этих заданий даны темы сочинений-эссе — особого вида работы, являющегося самым сложным из заданий ЕГЭ по обществознанию.
В конце учебника для вашего удобства мы поместили обобщающий словарь, включающий все те понятия и термины, которые нашли отражение в параграфах книги. Для тех, кого заинтересуют отдельные обществоведческие проблемы, мы публикуем список литературы.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты