§ 10. Государственный бюджет и государственный долг

§ 10. Государственный бюджет и государственный долг

Государственный бюджет. Бюджет — это финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определённый период времени.
Такой план может находиться в распоряжении государства, фирмы, семьи и отдельного человека. В первом случае речь идёт о государственном бюджете, во втором — о финансовом плане фирмы, в третьем — о семейном бюджете, в четвёртом — об индивидуальном.
Государственный бюджет — смета (баланс) доходов и расходов государства на определённый период (на год).
Он представляет собой централизованные фонды денежных средств, собранные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной деятельности, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооружённых сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.
Государственный бюджет пополняют налоги, поступающие от физических и юридических лиц (работников и работодателей). В отличие от семейного, государственный бюджет имеет официальный статус закона — важнейшего правового и политического документа, по которому вся страна будет жить целый год или несколько лет. Проект бюджета в России разрабатывает правительство, а принимает его после внесения поправок Государственная Дума.
При помощи бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путём перераспределения национального дохода. Через государственный бюджет в настоящее время в промышленно развитых странах перераспределяется до 40% национального дохода.
Структурно любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления, направление и расходование средств.
Современная Россия представляет собой федеративное государство с трёхуровневой бюджетной системой: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет Российской Федерации.
Если расходы превышают доходы, то возникает бюджетный дефицит. И наоборот, если доходы превышают расходы, то формируется бюджетный профицит.
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.
Профицит бюджета возникает, когда правительство собирает больше налогов, чем тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов, включая уплату процентов по обслуживанию государственного долга.
Дефицит бюджета появляется, когда правительство тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов больше, чем собирает налогов. Дефицит госбюджета может быть покрыт разными способами — в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках, дополнительных доходов бюджета — например, доходов от приватизации и т. д.
После распада СССР бюджет Российской Федерации был в течение длительного времени дефицитным. В 1990-е гг. доходная часть бюджета постоянно сокращалась, а дефицит бюджета стремительно рос. Ситуация начала улучшаться в 2000 г. в связи с ростом цен на традиционные товары российского экспорта (нефть, лес, газ) и падением цен на импортируемые товары из-за снижения курса евро.
Основными критериями эффективности бюджетной системы являются: уровень собираемости бюджетных доходов (в т. ч. налогов); уровень выполнения бюджетных обязательств: величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга.
Государственный долг. Что же представляет собой государственный долг?
Государственный долг — долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Долговые обязательства России могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ; государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Он может быть внешним — перед иностранными государствами и внутренним — перед собственным народом.
Внутренний долг — совокупность долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.
Внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Он включает задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
Внешний долг — совокупность долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Наш внешний долг складывается из двух частей — долга бывшего СССР и новой России. Поскольку Россия является правопреемницей СССР, то и платить по всем долгам приходится новой власти.
Одним из самых больших достижений Российской Федерации последних лет стала успешная выплата внешнего государственного долга страны. Это особенно важно и потому, что по мере роста внешнего долга России возрастал отток капиталов из страны. То есть чем больше мы брали денег за границей по легальным каналам, тем больше уплывало их туда же — по нелегальным каналам. Оценки расходятся, но ежегодно Россия теряла на вывозе капиталов в среднем от 25 до 30 млрд долл. По мере укрепления экономики и уплаты внешнего долга шёл двойной процесс: уменьшения оттока частного капитала из России и его приток в страну. Начиная с 2005 г. приток частных капиталов превышает их отток из России.
Парадоксально, но и мировая экономика в целом дефицитна, она имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число стран испытывают недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни являются одновременно и кредитором и заёмщиком, другие — чистым должником. Но практически во всех странах сложилась долговая экономическая система. Причём зависимость национальных хозяйств от внешних «подпиток» будет усиливаться по мере глобализации финансовых рынков. К примеру, в Швеции около 100 млрд долл. внешнего долга (на 8 млн жителей).
Особенно остро вопрос о внешнем долге стоит перед развивающимися странами. По данным Мирового банка, общий их внешний долг приближается к 2 трлн долл. и составляет более 35% их совокупного национального дохода. При этом 41 страна, большинство из которых африканские, испытывает серьёзные трудности с обслуживанием своего внешнего долга. В Эфиопии выплаты по внешнему долгу в четыре раза превышают государственные расходы на здравоохранение. В Танзании — в 6 раз. В целом по Африке правительства передают западным кредиторам в четыре раза больше, чем тратят на образование и здравоохранение.
Для России списание долга развивающимся странам неразрывно сочетается с укреплением экономических отношений с ними, предоставления для наших государственных и частных предприятий богатых возможностей появления на внутренних рынках этих стран.
Пути борьбы с дефицитом государственного бюджета. Как сегодня справляются с дефицитом государственного бюджета? Мировая практика выработала четыре способа решения:
1) сокращение бюджетных расходов;
2) привлечение дополнительных источников;
3) выпуск (эмиссия) необеспеченных денег для покрытия расходов;
4) одалживание денег у населения и банков внутри страны либо у иностранных государств и финансовых организаций (фондов) и т. д.
Сокращение бюджетных расходов — самый заманчивый и самый опасный путь. Надо урезать помощь либо самым беззащитным, либо самым властным. В первом случае надо сокращать социальные программы. В результате школы не получают деньги на ремонт помещений, оплату коммунальных услуг и приобретение учебников, больницы — на лекарства и лечение больных, библиотеки и музеи — на оплату штатов и расширение художественных фондов, малообеспеченные — на питание, одежду, проживание.
Как правило, материальный уровень благосостояния таких людей находится у черты или за чертой абсолютной бедности, т. е. на уровне или ниже прожиточного минимума.
Сокращение расходов на социальные программы ведёт к социальной напряжённости. Правительства разных стран идут на сокращение социальных программ только в самую последнюю очередь, когда не удаётся решить проблему иными способами.
Есть ещё одна возможность — сокращение расходов на содержание государственного аппарата. Расходы на госаппарат возрастают, когда государство стремится взять на себя как можно больше функций по регулированию жизни общества, в случае неэффективности отдельных государственных органов или даже ветвей власти. Во многих странах сумели провести успешные реформы по сокращению числа чиновников.
Эмиссия как способ решения проблемы дефицита не может принести облегчение стране потому, что в России, например, постоянно печатают дополнительные деньги, хотя и в разном объёме. Небольшая «закачка» дополнительной наличности делается часто по техническим причинам: для активизации оборота наличных денег, когда их не хватает. Часто об этом правительство даже не объявляет, и небольшие эмиссии проходят безболезненно. Значительные эмиссии не обеспеченных товарами денег ведут к инфляции, а значит, к росту цен и снижению уровня жизни. Таким образом, проблема не решается, а ещё больше усложняется.
Одалживание денег у собственного населения или за границей тоже не всегда эффективно. В 1997—1998 гг. Правительство РФ выпустило огромное количество ценных бумаг — государственных казначейских облигаций (ГКО). Но к августу 1998 г. оказалось, что расплачиваться нечем.
Основные термины и понятия
Государственный бюджет, сбалансированный бюджет, государственный долг, внутренний долг, внешний долг
Вопросы и задания
1. Каковы основные элементы государственного бюджета?
2. За счёт чего происходит формирование и рост государственного бюджета?
3. Почему дефицит федерального бюджета и государственный долг являются важнейшими характеристиками состояния государства?
4. Перечислите основные способы ликвидации дефицита государственного бюджета и дайте их краткую характеристику.
5. Чем внутренний долг государства отличается от внешнего долга?
Практикум
1. Напишите эссе на тему «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?».
2. Досконально неизвестно, каким образом государственные расходы влияют на экономику страны. Эксперты придерживаются различных, иногда полярных взглядов на этот вопрос. Учёные проследили влияние государственных субсидий на производительность труда. Оказалось, что трансферты государственных средств негативно влияют на производительность труда, государственные расходы на образование и здравоохранение дают однозначно позитивный эффект, а государственные инвестиции никакого эффекта на производительность труда не оказывают. В частности, увеличение численности чиновников на 1% уменьшает темпы экономического роста на 0,14%, а увеличение государственных расходов на 1% от ВВП приводит к увеличению безработицы на 0,36 —1%. В свою очередь, уменьшение государственных расходов на 1% приводит к увеличению инвестиций на
0,8% от уровня ВВП в течение пяти лет.
Проанализируйте приведённые данные и выскажите свою точку зрения.
3. На основе Конституции Российской Федерации, информации из СМИ раскройте фазы формирования государственного бюджета.
4. Заполните следующую таблицу.
Профицит бюджета    Дефицит бюджета
5. Найдите в приведённом списке ошибочное утверждение. Посредством бюджетной политики государство:
1) осуществляет финансирование общественных институтов;
2) изымает часть доходов граждан и фирм в свою пользу;
3) разрабатывает антимонопольное законодательство;
4) увеличивает благосостояние своих граждан.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты