Государство и общество. Государство — важнейшая составная часть политической системы общества, которая представляет собой совокупность социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определённые политические функции. Эти социальные институты включают: партии, профсоюзы, организации и движения, преследующие политические цели. Значительную роль в политическом развитии общества играет Церковь.
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду всё представляемое им общество. Примерно до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «царство» и др. В узком значении государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае надо чётко разграничивать государство и общество.
Французские просветители XVIII в., создавшие договорную теорию государства, полагали, что на заре истории люди никак не были организованы. Однако нужда заставила их сначала создать общество, а затем государство — для защиты своей безопасности извне (от врагов) и изнутри (от преступников).
Государство — политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).
В повседневной жизни мы сталкиваемся с государством ежеминутно. Оно издаёт законы, содержит СМИ, армию, суды, полицию, выдаёт паспорта и визы; охраняет рубежи нашей Родины и борется с контрабандой; начисляет пенсии и пособия; поддерживает сферу культуры и выполняет множество других функций, о которых мы не всегда подозреваем.
В разные исторические эпохи и у разных народов государства так же мало похожи друг на друга, как и соответствующие им культуры. Тем не менее какие-то общие признаки государства имеются. К ним относятся:
1. Отделение публичной власти от общества, её несовпадение с организацией всего населения, появление государственных чиновников, слоя профессионалов-управленцев.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определённой территории.
3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определённой территории, имеющая исключительное право издания законов, распоряжений и норм, обязательных для всего населения.
4. Монополия на легальное применение силы или физического принуждения, для чего у государства имеются специальные средства и органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения, необходимых для содержания многочисленных служащих и для материальной обеспеченности государственной политики: экономической, социальной, культурной, оборонной и т. д.
6. Обязательность членства в государстве — гражданство. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек, как правило, получает с момента рождения.
7. Представительство от имени общества в международных организациях и международной деятельности.
Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны и, во-вторых, независимость её на международной арене. В суверенитете находят своё политическое и юридическое выражение полновластие государства и его способность независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.
Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. Государство обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытно-общинной), так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.) организации общества.
Одним из специфических признаков государства является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путём избрания, назначения, наследования или замещения. Основные составные части этого аппарата — органы государственной власти: органы управления, суда, прокуратуры и др.
Кроме перечисленных признаков, каждое государство выделяется своими атрибутами (символами), памятными датами. У государства есть свои гимн, герб, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения и приветствия. В декабре 2000 г. Государственная Дума РФ утвердила гимн на музыку А.В. Александрова с новыми словами, трёхцветный (бело-сине-красный) флаг и герб — двуглавый орёл на красном поле.
Территориальная организация государства. Специфической чертой государства является также разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в государстве власть распространяется на всех проживающих на его территории.
Понятие территории — понятие государственно-правовое, а не географическое. По крайней мере, в политологическом смысле. Территория — это объект проявления суверенной власти, объект властвования, а земля — объект хозяйствования.
У первобытных племён нет постоянной территории, нет и государства. Кочевники, которые постоянно перемещаются по известному ареалу вслед за своими стадами, защищают всю территорию, на которой они бывают. Поэтому кочевая империя Чингисхана — государство. А Католическая Церковь (папский престол) не считалась государством, поскольку в период 1870—1929 гг. была лишена территориального верховенства. После соглашения Ватикана с римским правительством 11 февраля 1929 г. формально признано существование города-государства Ватикан, наделённого территорией, суверенитетом и подданными.
Государственная территория, согласно государственному праву, юридически исключительна, непроницаема, непроникновенна. Все находящиеся на ней лица обязаны подчиняться законам данного государства.
Независимо от кровнородственных связей, люди выступают на территории государства как граждане (в условиях республики), как подданные (в условиях монархии) либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов. Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определённой территории неизбежно влекут за собой территориальное деление государства на ряд административно-территориальных единиц. В странах наименования таких единиц различны: округ, провинция, область, край, графство, район. Территориальная организация государства часто именуется государственным устройством, особенно в федеративных государствах. Она описывает то, как взаимодействуют между собой целое и части, если под частями понимать области, регионы, штаты, кантоны и т. д.
С точки зрения территориального устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).
Унитарное государство — государство, где административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью.
В унитарном государстве для всех одна Конституция и гражданство. Решения, принятые центральным правительством и общим парламентом, обладают силой для всей территории государства. Унитарная форма государства лучше подходит для однонациональных стран, именно там она и сформировалась.
В федеративном государстве роль центрального правительства ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны).
Федерация — устойчивый союз почти самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, Конституцию, а часто и двойное гражданство.
Такое устройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии.
В федеративном государстве одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов Федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов. За соблюдением разграничения прав центра и, например, субъектов Федерации следит независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей этих самых субъектов.
В США и России происходит именно так. Но есть множество различий. Штаты наделены большими правами, чем субъекты Федерации в России. Если вспомнить историю, то США формировались снизу, штаты долго были самостоятельными и на объединение шли осторожно, каждый раз выкраивая себе максимум самостоятельности. Время от времени то в одном, то в другом появлялась кучка радикалов, которые прямо заявляли о выходе штата из общего союза. В России федеративность нисходила сверху. Наша страна всё время была унитарной, опыт федерализма невелик, и поэтому вопрос о том, какие права дать местам, решали в центре. Члены Федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов власти вмешиваться во внутренние дела субъектов Федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.
И федеративное, и унитарное государства доказали свою жизнеспособность и приняты большинством стран мира. А вот о конфедерации такого не скажешь. Их мало, они нестабильны и быстро распадаются. Конфедерации существовали в США (1776—1787), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815—1867) и некоторых других странах, но распались. На их основе формировались либо федерации, либо унитарные государства.
Конфедерация — союз полностью независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях.
Знакомый нам пример — СНГ (Содружество Независимых Государств) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность только по общим вопросам. Это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.
Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет и решают сообща лишь ограниченное число вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспортного сообщения, денежной системы, внешней торговли и таможенного регулирования.
Совершенно новый тип конфедерации — Европейский Союз. Он образован в 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором на базе Европейских сообществ, объединивших 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1994 г. к ним присоединились Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция. К началу 2009 г. в ЕС уже входили 27 стран. Договоротносительно идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (так называемая «Европа без границ»); завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики; координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создаются Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 г. появилась единая валюта — евро (в наличном обращении - с 2002 г.).
Основные функции государства. Государство имеет следующие прерогативы: 1) официально выступать как единственному представителю народа и общества в целом; 2) вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики страны; 3) издавать законы и нормативные акты, обязательные для всеобщего исполнения; 4) распоряжаться природными ресурсами; 5) осуществлять правовую защиту граждан внутри страны и за её пределами.
Государство наделено правом издавать законы, имеющие общеобязательный характер, и на их основе регулировать жизнь общества. Обеспечивая нормальные условия существования общественной жизни на основе права, государство обладает таким свойством, как принудительность, т. е. способность управлять через органы насилия (армию, службы охраны порядка и безопасности). В современных государствах концентрируется огромная сила, обусловленная монополией на легальное применение физического принуждения и на законное и обоснованное насилие со стороны государства.
Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделённых на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.
Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене; обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств; обеспечение национальной безопасности; развитие нормальных отношений с другими государствами; развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.
Демократическая власть, хоть и обладает устойчивой тенденцией к уменьшению масштабов и жестокости насилия, не может обходиться без него. Есть и ещё долго будут сохраняться угрозы и опасности, которые невозможно обуздывать и устранять без насилия: действия агрессивных, экстремистских или анархических сил, преступность и т. п. Демократическая власть может применять насилие для принуждения к миру (прекращения и предотвращения военных конфликтов); защиты жизни, прав и свобод граждан; восста-
Выступления агрессивно настроенных и экстремистских групп государство не может обуздать и устранить без применения силы новления законности и порядка; охранение самой себя от насильственного свержения. Такое насилие осуществляется в соответствии с Конституцией, а также международным правом. Бывает, что для обеспечения законности и порядка в обществе, кроме правоохранительных сил (полиции, внутренних войск и т. п.), приходится использовать армию. Так было, например, в США в мае 1992 г. в Лос-Анджелесе при усмирении бесчинствующих толп чернокожего населения; в Италии в 1993 г. в борьбе с мафией.
Основные термины и понятия
Государство, унитарное государство, федерация, конфедерация Вопросы и задания
1. Что такое политическая система общества? Охарактеризуйте сущность государства как составной части политической системы общества.
2. Почему государство не является составной частью социальной или экономической сферы общества?
3. Какие причины привели к возникновению и укреплению государства?
4. Что такое территориальная организация государства?
5. Чем различаются унитарное и федеративное государства?
6. Чем различаются между собой национальное государство и федеративное государство?
7. Сравните признаки государства с признаками общества, описанными в первой главе. Что общего между ними можно обнаружить? В чём они различаются?
8. В чём состоят функции государства? Почему они разделены на внутренние и внешние? Можете ли вы привести примеры тех и других?
9. Почему применительно к государству насилие называется законным?
Практикум
1. Один из важнейших признаков страны — наличие государственных границ. Более 70 лет границы СССР оставались неизменными, но после его распада образовались суверенные государства.
1) Перечислите, сколько новых государств образовалось на территории бывшего СССР.
2) Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств:
по субъективному произволу политических руководителей;
по административным границам союзных республик;
другим способом.
2. С точки зрения территориального устройства все государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); конфедерации (государственноправовые объединения).
Подумайте и скажите, к какому из этих типов вы отнесли бы следующие страны: США, Канаду, Бразилию, Украину, Португалию, Россию, Казахстан, Бельгию, Уругвай, Индию, Германию, Мексику, Италию, Китай.
3. В федеративном государстве, в частности в России, Конституция разграничивает полномочия Центра и полномочия мест. Использовав литературу, ответьте, какая часть вопросов является:
исключительной компетенцией союзных органов;
компетенцией субъектов Федерации;
совместной компетенцией союза и его членов.
4. Почему конфедерация оказалась исторически бесперспективным типом государственного устройства? Дайте развёрнутый письменный ответ и приведите конкретные примеры.
5. Продолжите перечисление: «Государство имеет следующие прерогативы: 1) официально выступать как единственному представителю народа и общества в целом; 2) вырабатывать основные направления внутренней и внешней политики страны; 3) .
6. Напишите небольшое эссе на одну из тем: «Сумеет ли человечество когда-нибудь в будущем обходиться без государства и каким образом?», «Существует ли „идеальное государство” и какое оно?».