§ 23. Избирательные системы
Основные типы избирательных систем. В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе.
Избирательная система — порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закреплённый в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Абсолютного большинства
Мажоритарная система
Относительного большинства
Смешанная система
Пропорциональная система
Избирательная система — один из важнейших институтов, влияющих на процесс демократизации общества.
Известны два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная система (от франц. majorite — большинство) имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей.
Мажоритарная избирательная система — система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по тому избирательному округу, где они баллотируются.
В зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон, мажоритарная система подразделяется на три вида: относительного, абсолютного (50% + 1 голос) или квалифицированного (2/3, 3/4 от общего числа
Мажоритарная избирательная система
В мажоритарной системе зарегистрированному кандидату нужно получить на выборах большинство голосов избирателей
Мажоритарная система абсолютного большинства
Необходимо получить более 50% голосов избирателей
Мажоритарная система относительного большинства
Необходимо получить больше голосов, чем все иные зарегистрированные кандидаты, вместе взятые
Мажоритарная система — предполагает разделение соответствующей территории на несколько избирательных округов, от каждого из которых избирается один или несколько кандидатов (по числу депутатских мандатов, положенных на округ) на основе абсолютного или относительного большинства голосов.
Не зависимо от числа мандатов, положенных на соответствующий избирательный округ, каждый из зарегистрированных кандидатов борется за мандат с другими кандидатами. поданных голосов). Наиболее популярными из них признаны две: 1) системы абсолютного большинства и 2) системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.). Первые чаще используются на президентских выборах, где победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% + 1 голос). Вторые — там, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Только первая система требует, в случае если ни один кандидат не получил более половины голосов, проведения второго тура выборов.
Мажоритарная система противоречива не по определению, а по форме исполнения. Её определение кристально ясное: побеждает тот, кто собрал в своём округе большинство голосов. А форма сомнительна. Как определять большинство? Если на избирательные участки явились не все, а, скажем, 25% избирателей, то победитель, пусть и набравший более 50% проголосовавших, всё же выражает волю меньшинства.
Пропорциональная избирательная система
Голосование проходит по партийным спискам
Каждая партия получает число мандатов, строго пропорционально количеству поданных голосов
Результаты голосования определяются на основе использования избирательного метра - минимума голосов, необходимого для получения одного депутатского мандата.
Пропорциональная система общенационального уровня
Пропорциональная система с многомандатными избирательными округами
Избиратели голосуют Избиратели голосуют
за политические партии за представителей партий
в масштабах всей страны в масштабах округа
Пропорциональная избирательная система — формирование выборных органов власти через партийное представительство. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.
Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» — наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого кандидата. Пропорциональная система — наиболее распространённая система в современном мире. Она применяется, в частности, в Италии, Бельгии, Финляндии, Франции и др. Пропорциональная система имеет следующие разновидности:
пропорциональная система на общенациональном уровне, когда избирательные округа не вычленяются и избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны;
пропорциональная система в многомандатных округах, когда избиратели голосуют за представителей партии в масштабах округа, при этом места в парламенте распределяются в зависимости от влияния партии в данном округе.
К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся при её посредстве органах власти представлена во многом реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Другими словами, данная система в законодательном собрании предоставляет места мелким партиям.
Очевидны и другие положительные качества пропорциональной избирательной системы: она обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Недостаток — после выборов часто формируется очень нестабильное правительство, в том случае, если ни одна из партий не имеет устойчивого большинства в парламенте.
Для преодоления недостатков пропорциональной и мажоритарной систем придуманы смешанные избирательные системы.
Устанавливается нижний предел для ограничения представительства мелких партий — обычно в 5%. Например, в бундестаг ФРГ ограничено представительство для партий, набравших менее 5% голосов. При этом возрастает стабильность правительства, но снижается представительство широких слоёв населения. В той же Германии от парламентского представительства отсекается до 2 млн граждан. Практикуется этот принцип и у нас.
Пропорциональная система
Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент
Для получения мандата в избирательном округе необходимо относительное большинство голосов
Различные партии, в том числе малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие- либо коалиции
Объединение различных интересов происходит после выборов в парламент
Действует на основе создания коалицией групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы
Сравнительная характеристика современных избирательных систем
Вместо многомандатных создаются маломандатные округа. Право на участие в выборах предоставляется 4—5 партиям, причём в качестве победителей могут рассматриваться только 2—3 партии.
В списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому при голосовании происходит отбор прежде всего персоналий, а не только выбор партийной программы.
В итоге формируется избирательная система, где часть депутатских мандатов завоёвывается по мажоритарной системе, часть — по партийным спискам.
Избирательная система Российской Федерации. В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется юридическими нормами. Их совокупность образует избирательное право.
Выделяют активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право — право избирать, т. е. право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.
Пассивное избирательное право — право быть избранным.
Источники избирательного права в Российской Федерации:
Конституция РФ (закрепляет принципы избирательной системы, порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы;
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»;
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;
Федеральный конституционный закон «О референдуме»;
Указы Президента РФ (по вопросам организации и проведения выборов);
Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
Конституции республик, уставы краёв, акты глав администраций избирательных комиссий и др.
К настоящему времени выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы российской избирательной системы.
В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие.
Ценз — специальные юридические правила, которые ограничивают право.
Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной и оседлости. В первом случае активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется только тем гражданам, которым исполнилось 18 лет. Во втором случае — устанавливаются дополнительные условия приобретения гражданами активного избирательного права, связанные с постоянным проживанием гражданина на территории России. Эти условия не могут содержать требования о продолжительности и сроке проживания.
В нашей стране гражданин свободен в решении вопроса, участвовать ему или нет в выборах. Такое решение он принимает самостоятельно.
Президентом РФ может стать гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин, которому исполнился 21 год и имеющий право участвовать в выборах.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Право запрещает устанавливать верхний возрастной предел для избрания людей на выборные должности.
Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам непосредственно принимает в них участие. У него нет никаких посредников, которым он бы делегировал свои полномочия. Каждый избиратель в нашей стране имеет право никому не рассказывать о своем выборе, реализуя своё право путём тайного голосования. На избирательных участках создаются специальные кабины, позволяющие гражданам выражать свою волю тайно, заполняя бюллетень. Запрещается запугивать людей или оказывать на них иное давление при принятии решения.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ действует постоянно. Она руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдума; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав; распределяет деньги из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов.
Для решения особо важных проблем в государстве используют референдумы.
Референдум — проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.
В нашей стране, например, проводился референдум по принятию Конституции РФ. Законом предусмотрены общероссийский, местный и референдум субъекта Федерации. Инициаторами проведения референдума могут стать граждане государства (не менее чем два миллиона), а также Федеральное Собрание. Референдум назначает Президент РФ.
В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вопроса. Перед словами «за» или «против» ставятся пустые квадраты. Здесь также содержится текст о порядке заполнения такого документа. Референдум признаётся состоявшимся, если в нём приняло участие более половины граждан, которые имеют право участвовать в нём на территории его проведения.
Государственная Дума РФ избирается сроком на 5 лет. Все 450 депутатов Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов от каждой партии (т.е. по пропорциональной системе).
Особые правила разработаны в отношении выборов Президента России. Выборы Президента Российской Федерации, а также выборы в Госдуму проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.
Таким образом, избирательная система России представляет собой правовой режим организации управления страной от имени народа, который является источником власти в государстве.
Основные термины и понятия
Избирательная система, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, референдум
Вопросы и задания
1. Почему избирательная система считается одним из важнейших институтов, влияющих на процесс демократизации общества?
2. В чём отличие мажоритарной избирательной системы от пропорциональной?
3. Каковы основные признаки смешанной избирательной системы? Перечислите их.
4. Каково различие между активным и пассивным избирательным правом?
5. Кто в Российской Федерации не имеет права избирать и быть избранным?
6. Каковы общие правила проведения выборов в нашей стране? Что такое референдум и когда его можно проводить?
Практикум
1. Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем? Выберите правильный ответ.
1) Выдвижение кандидатов списками от политических партий;
2) создание одномандатных избирательных округов;
3) формирование единого общенационального избирательного округа;
4) тайная подача голосов избирателей во время голосования.
2.Заполните таблицу.
Достоинства Недостатки
пропорциональной пропорциональной
избирательной системы избирательной системы
1. 1.
2. 2.
3. Продолжите перечисление.
Источники избирательного права в Российской Федерации:
1) Конституция РФ (закрепляет принципы избирательной системы, порядок избрания Президента РФ, депутатов Государственной Думы);
2) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
3)
4)
5)
6)
7)
8)
4. Верны ли следующие суждения об избирательных правах граждан?
А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.
Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Выберите правильный ответ.