§ 24. «Четвёртая власть»

§ 24. «Четвёртая власть»

Роль СМИ в жизни общества. На рубеже XXI в. процесс перехода индустриально развитых стран на информационную стадию ознаменовался резким повышением роли средств массовой информации (СМИ) в жизни общества. Это связано с распространением принципиально новых систем связи, кабельного радио и телевидения, Интернета.
Средства массовой информации (сокращённо СМИ, также — массмедиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
Свободные средства массовой информации, сыгравшие огромную роль в становлении российской демократии, сегодня стали обязательным условием развития гражданского общества и правового государства. В 2007 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 59 тыс. печатных СМИ. Из них на долю газет пришлось более 35,5 тыс., на долю журналов — около 23,5 тыс. Каждый год появлялось и продолжает появляться в среднем 350 новых изданий. Ежегодные доходы российских СМИ, включая средства господдержки и оплату рекламы, составляют около 4 млрд долл., тогда как расходы — свыше 10 млрд долл.
Как правило, средства массовой информации выполняют следующие функции:
1) развлекательную;
2) информационную;
3) постановки общественных проблем;
4) контроля за деятельностью властей;
5) форума политических дискуссий;
6) политической социализации;
7) обеспечения финансовой прибыльности.
Периодическая печать, радио, телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации, составляющие «четвёртую власть», чаще всего критикуют первые три власти. Они публикуют критические материалы о коррупции, злоупотреблениях служебным положением, произволе властей, благодаря которым широкая публика оповещается о том, о чём «неширокая» хотела бы всеми силами умолчать. СМИ выполняют функцию неусыпного стража общественной демократии, видящего в верном служении обществу свой высший долг, свою первейшую и постоянную обязанность. Недаром прессу в США называют «сторожевым псом демократии». Каждая газета или телевизионная компания со своих позиций, отражающих политические пристрастия определённых социальных групп, анализирует политику правительства, отдельных политических деятелей; даёт им оценку, подвергает критике, предлагает альтернативные решения. Тем самым пресса одновременно и выражает, и формирует общественное мнение по поводу политики властей.
СМИ «четвёртая власть». Во многих странах мира СМИ называют «четвёртой властью» наряду с тремя конституционными: законодательной, исполнительной и судебной. Нередко пресса открыто вторгается в политику, оказываясь в роли инициатора ярких политических событий и процессов.
Телерепортажи о массовых митингах, о марше на Вашингтон борцов за гражданские права под руководством Мартина Лютера Кинга подтолкнули конгресс и президента Л. Джонсона на принятие законов, гарантирующих права негров. Собственное расследование корреспондентами «Вашингтон пост» Б. Вудвордом и К. Бернстайном обстоятельств Уотергейтского дела придало последнему такую разоблачительную направленность, которая в конечном счёте привела к отставке президента Р. Никсона.
Только за десять лет — с 1992 по 2001 г. в мире погибли 389 сотрудников СМИ, причём в большинстве случаев смерть стала расплатой за их профессиональную деятельность
В современной российской прессе журналистское расследование заняло заметное место: во многих крупных печатных органах появились отделы расследований, а на прилавках — специальные книги.
Не только в России, но и в других странах в последнее время СМИ всё чаще попадают под жёсткий контроль органов исполнительной власти всех уровней. Информационные программы унифицируются, строятся по единому шаблону. Об уровне демократии в государстве свидетельствует наличие независимой и самостоятельной журналистики, и, напротив, тоталитарный режим различными средствами — от непосредственной цензуры до финансовой, кадровой и иной политики — стремится к созданию системы «карманных» массмедиа, полностью зависимых от власти.
Так думает народ
В России уровень доверия СМИ сравнительно невысок. Так, например, по данным на январь 1996 г., им доверяли 20% населения, а не доверяли — 56%. В 2004 г. служба «РОМИР-мониторинг» опросила 1,5 тыс. россиян старше 18 лет. Выяснилось, что СМИ доверяют только 9% опрошенных.
В те времена, когда их ещё не было (а появились первые СМИ только в XIX в.), люди интересовались и знали только о тех событиях, которые происходили вокруг них. Однако эра локальной цивилизации прошла, и сегодня, затаив дыхание, мы в течение нескольких месяцев неусыпно следим за тем, снимут или не снимут очередного премьер-министра, расколется ли КПРФ на множество враждующих фракций или обретёт новую, доселе невиданную силу.
Таким образом, благодаря СМИ мы знаем о политике гораздо больше, чем раньше. Но в общем объёме информации часто распространяются искажённые, сочинённые самими журналистами или подброшенные политиками сведения. Российский гражданин — пассивный зритель в политическом театре — зачастую живёт в мире сочинённых интриг, ложно истолкованных событий, лихо закрученных сюжетов, полунамёков и многого другого, что приправлено небольшой толикой правды. Тем не менее большинству такое представление нравится и, если есть средства и время, это большинство жадно тянется к телевизору или к свежей газете — за очередной порцией политических новостей.
Избирательные технологии и пропаганда. Немалую роль в избирательной кампании играют избирательные технологии, публичные дебаты кандидатов, рекламная кампания ит. д., воздействующие на исход выборов, организация которых невозможна без СМИ. Свободные СМИ в демократической стране — одно из средств обеспечения честности и прозрачности выборов.
Избирательные технологии — технологии проведения избирательных кампаний по выборам в органы власти.
Журналисты, как и другие граждане, имеют право придерживаться той или иной политической позиции и нередко выражают её в своих статьях. Но когда эта позиция регулярно и навязчиво звучит с телеэкрана или страниц газеты, то такое явление называют пропагандой.
Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение информации: фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для оказания воздействия на общественное мнение или иную целевую аудиторию.
Пропаганда хороша тем, что она последовательно бьёт в одну точку, и плоха тем, что формирует у нас определённую «зашоренность», ограниченное восприятие мира. «Запропагандированные» читатели воспринимают лишь ту информацию, которая соответствует их партийным пристрастиям и подтверждает ту точку зрения, которая у них уже есть. Они пропускают мимо ушей другие, пусть и более объективные, факты именно по этой причине. Из таких читателей формируются ряды активных избирателей, верных своей партии.
Замечено, что преданных избирателей, сплочённых вокруг партийной прессы, готовых «идти за лидерами в огонь и в воду», больше у оппозиционных партий, активно критикующих недостатки правящего режима. Им думается, что, когда их партия придёт к власти, всё будет по-другому, грубых ошибок не станет и жизнь изменится к лучшему. Но когда партия действительно приходит к власти, то в стане её соратников начинаются раздоры по поводу конкретных задач, целей, механизмов и средств осуществления партийной программы.
Как показывают исследования, «средний» избиратель обычно судит о кандидате в президенты или парламент по тому имиджу (образу), который создаёт ему телевидение и другие массмедиа.
Имидж (англ. image — образ, изображение) — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации.
Имидж как раз и создаётся для того, чтобы сформировать в массовом сознании определённое отношение к объекту. Таким образом, могут успешно сочетаться как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые ему. В странах Запада, а в последние годы и в России успешно развивается целое направление рекламного бизнеса — имиджмейкинг, т. е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Нанимаемые за большие деньги профессионалы-имиджмейкеры и организаторы избирательных кампаний диктуют претендентам на высокий пост не только форму одежды и манеры поведения, но и содержание выступлений, которые изобилуют множеством заманчивых обещаний, обычно забываемых сразу же после победы на выборах.
Впервые в силе телевидения российские демократы убедились в 1996 г., когда рейтинг тогдашнего Президента Б. Ельцина значитель¬но уступал рейтингу лидера коммунистов Г. Зюганова. По стране развернулась мощная агитационная кампания. Тогда власть и убедилась, что послушное телевидение, «управляемая демократия» и жёсткая властная вертикаль в канун выборов способны творить электоральные чудеса.
Нынешние президенты обращаются к народу своей страны не с трибуны на главной площади столицы, не с газетных полос или по радию, а с телеэкранов. Именно телевидение консолидирует нацию и народы, держит в курсе последних событий каждого из нас. Без него мы не можем представить современное общество, а общество без помощи телевидения не сможет найти контакта с современниками.
Никакая избирательная кампания не обходится без телевизионных диспутов, рекламных роликов кандидатов, «круглых столов», публичных дебатов. Политическое пространство в известной мере служит лишь продолжением визуального пространства.
Основные термины и понятия
Средства массовой информации (массмедиа), избирательные технологии, пропаганда, имидж
Вопросы и задания
1. Какова роль свободных средств массовой информации в становлении российской демократии?
2. В чём задача журналистских расследований — только ли скандал или разоблачение?
3. Что такое пропаганда и какова её роль в избирательных технологиях? Из каких составных частей состоят, на ваш взгляд, избирательные технологии?
4. Почему и за счёт чего именно телевидению отводится первое место в формировании массового сознания наших современников?
Практикум
1. Из приведённого ниже списка функций все, за исключением одной, относятся к функциям СМИ. Найдите и укажите функцию, выпадающую из этого ряда:
1) развлекательная;
2) информационная;
3) постановки общественных проблем;
4) контроля за деятельностью властей;
5) форума политических дискуссий;
6) политической социализации;
7) рекламной деятельности;
8) обеспечения финансовой прибыльности.
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
«(1) Для ведения предвыборной кампании первым использовал телевидение Джон Кеннеди. (2) Молодой кандидат тогда очаро¬вал существенную часть американских избирателей — могущественный клан домохозяек. (3) С тех пор утекло немало воды, и на Западе сложился устойчивый стереотип, что телевидение оказалось мощным инструментом для манипуляции общественным сознанием. (4) Сейчас только с его помощью можно стать (или не стать) президентом».
Определите, какие положения текста носят
а) фактический характер;
б) характер оценочных суждений.
3. Закончите фразу, вставив необходимый термин. «Создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты