Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 32. Правовое регулирование отношений в области образования

§ 32. Правовое регулирование отношений в области образования

Образовательное право. Образованный человек всегда ценился в обществе, ибо обладал знаниями и умениями, которые позволяли разбираться в окружающем мире, создавать новое. Впрочем, это не потеряло актуальности и в наши дни, но отношения в сфере образования стали усложняться, требуя правового регулирования. Таким образом, появилось образовательное право, закрепившее права и обязанности участников образовательного процесса.
Образование — социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.
Каждый гражданин России обязан получить основное общее образование. Родители или те, кто их заменяет, обеспечивают реализацию этого правила.
Государственная политика в области образования основывается на важных принципах, закреплённых в законе.
Принципы государственной политики в области образования
Гуманизм
Единство федерального культурного и образовательного пространства
Свобода и плюрализм в образовании
Источниками образовательного права являются: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессрюнальном образовании», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, локальные нормативные акты.
В начале XXI столетия в системе образования появилось много инноваций (нововведений), закреплённых нормативно:
в школах стало развиваться профильное обучение;
введена новая система оценки качества подготовки выпускников школ в форме Единого государственного экзамена;
изменилась структура высшего образования в связи со вступлением России в Болонский процесс и интеграцией с Европой (появились такие ступени обучения, как бакалавриат (3—4 года), магистратура (2 года), в России сохранился специалитет (5 лет);
усилена роль работодателей в формировании подготовки профессионалов, поскольку работодатели могут оплачивать подготовку необходимых кадров;
разработан и реализован национальный проект «Образование», в рамках которого поощрялись лучшие учителя, школы, вузы; стали развиваться конкурсы, олимпиады и иные формы поддержки талантливых учеников;
стало развиваться международное сотрудничество, мобильность студентов, преподавателей (они могут продолжить работу или обучение в другом вузе за рубежом); взаимообмен обучающимися разных образовательных учреждений, стажировки, двойные дипломы для студентов и пр.
Государство гарантирует обязательность основного обще¬го образования, получение его бесплатно в муниципальных, государственных школах; возможность поступления на конкурсной основе в вуз и обучение как на бюджетной (за студента платит государство), так и на платной основе.
Законом предусмотрены разные формы получения обра¬зования в образовательном учреждении: в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
В сфере образования существуют государственные стандарты, закрепляющие единые требования к уровню подготовки выпускников. В основе обучения лежат образовательные программы.
Достигнув 6,5 лет (до 8 лет), каждый ребёнок имеет право пойти в школу — в первый класс.
Взрослея, ребёнок шагает по отдельным ступеням образования: начальное образование (с 1 по 4 класс), основное общее (с 5 по 9 класс) и среднее (полное) (10—11 классы).
Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко
регламентированные цели, задачи и этапы реализации.
В нашей стране созданы различные виды общеобразовательных школ: обычные школы; школы с углублённым
изучением отдельных предметов; гимназии, которые ведут дополнительную подготовку школьников по предметам гуманитарного профиля; лицеи, обеспечивающие углублённое изучение предметов естественного, технического профиля. Создаются и многопрофильные школы, предоставляющие возможность обучать ребят по различным направлениям подготовки; школы для особо одарённых детей или детей, страдающих отдельными видами заболеваний.
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжать обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Как правило, это аспирантура. Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.
Образовательное учреждение — школа или вуз — создаётся учредителем по собственной инициативе и обязательно регистрируется. Учредителем государственной школы является федеральный орган государственной власти или орган власти субъекта Федерации. Учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления. В этой связи школы могут быть государственными и муниципальными. Однако, несмотря на их различия, правом предусмотрено сохранение единого образовательного пространства. Оно поддерживается общими правилами, которые должны соблюдать любые образовательные учреждения.
Большую роль в современной жизни играет система дополнительного образования. Взрослым она позволяет менять квалификацию, повышать свой уровень знаний. Это особо важно в условиях безработицы, миграции. Получить дополнительное образование можно на курсах повышения квалификации, в центрах профориентации, музыкальных и художественных школах, студиях, домах детского творчества. Популярностью пользуются курсы иностранных языков, компьютерной грамотности, по подготовке в вуз.
На отношения, возникающие между обучающимся и обучающей организацией, распространяет своё действие Закон РФ «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс РФ. Заключение договора между сторонами подтверждает квитанция об оплате за услуги, выданные учебные пособия и пр. Часто подписывается специальный договор на обучение.
Школа, вуз или иное образовательное учреждение действуют на основании Устава. В Уставе школы определяется порядок осуществления учебного процесса; права и обязанности администрации, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей.
Юридические нормы устанавливают права и обязанности учащихся.
Школьники, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях, имеют право на:
получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными стандартами;
обучение по индивидуальному учебному плану;
ускоренный курс обучения;
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;
участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия их родителей.
Право определяет и обязанности школьников. Так, например, необходимо соблюдать Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.
Устав школы
По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших
15 лет.
Как выбирать вуз и не ошибиться. Подготовка профессионалов осуществляется в системе высшего профессионального образования. Вузы могут функционировать в форме академий, университетов (целый ряд профилей подготовки), институтов.
У большинства вузов в настоящее время есть свой портал или сайт, на котором «выложена» информация о нём. Помимо сайтов у вузов имеются различные справочники, предназначенные абитуриентам.
Высшее учебное заведение обязано ознакомить тех, кто хочет в нём обучаться, с лицензией на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому направлению подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Наличие лицензии означает, что образовательному учреждению разрешено осуществлять образовательные услуги. Лицензия не даёт гарантии качественного обучения, если нет свидетельства о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации вуза подтверждает уровень реализуемых образовательных программ; соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов; право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, т. е. постоянный контроль за качеством образовательных услуг законодательно обеспечен только в аккредитованных вузах. Вузы аккредитуются на срок не более пяти лет.
Приём в вузы осуществляется на конкурсной основе.
Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования про¬водится на основании результатов Единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется приём.
Вне конкурса в вузы принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертизной комиссии не противопоказано обучение в вузах.
Праздник посвящения в студенты в Нижегородском лингвистическом университете
В целях содействия лицам, проявившим выдающиеся способности, в университет и его филиалы принимаются без вступительных экзаменов:
победители и призёры международных олимпиад и члены сборных команд Российской Федерации, сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ на основании документа Министерства образования и науки России, подтверждающего их участие в олимпиаде;
победители последнего и предпоследнего этапов Всероссийской олимпиады школьников, на основании документов, подтверждающих их участие в олимпиаде.
Послевузовское образование может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре.
В нашей стране граждане могут получать не только одно высшее образование. Получение второго высшего образования по общему правилу всегда платное. По особым сокращённым программам предусматривается возможность получить и второе, и третье образование. Динамичность современной жизни диктует потребность быть компетентными в нескольких профессиях.
Основные термины и понятия
Образование, государственные образовательные стандарты, обучение
Вопросы и задания
1. Какие документы являются источниками образовательного права в Российской Федерации? Перечислите их.
2. Чем различаются два понятия: «образование» и «обучение»? Дайте развёрнутый ответ.
3. Какие уровни образования предусмотрены в настоящее время для молодого поколения россиян?
4. Кто имеет право на внеконкурсное зачисление в вуз?
5. Сколько образований и в каком возрасте может получить российский гражданин?
Практикум
1.Заполните таблицу.
Школьники имеют право    Школьники обязаны
2. Закончите фразу: «Процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентированные цели, задачи и этапы реализации, — это    ».
3. Напишите эссе на тему «Молодость — это время для усвоения мудрости» (Ж.Ж. Руссо).


 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты