РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет – Основы права
Образовательная область – обществознание
Уровень образования – основное (общее), среднее (полное) общее
образование с дополнительной (углублённой) подготовкой обучающихся
Ступень образования – вторая, третья ступень
Срок реализации программы – 3 года
Составлена на основе
1.Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)
2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень)
3.Программы «Основы государства и права» Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин, 9 класс;
4. Программы «Право. Основы правовой культуры» Е.А. Певцова, И.В.Козленко,10 – 11 классы
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса «Основы права» в средней общеобразовательной школе с углублённым изучением отдельных предметов («Основы права») в 9,10,11 классах. Программа курса ориентирована на углублённое изучение школьниками вопросов права. Она составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.7), на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (основного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень), утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089, на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и Примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень), разработанных для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Письмо Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 7 июля 2005 г. №03-1263), требований к уровню подготовки выпускника основной и средней школы с учётом регионального компонента (Указ Главы РК № 301 от 13.06.2001).
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально – правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно – правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности;
Задачи курса
Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Кроме этого ставятся следующие задачи:
- Познакомиться с наиболее значимыми явлениями истории становления и развития права (зарубежного и отечественного), осознать на этой основе ценности права как явления культуры;
- Проанализировать этапы становления и развития правовой мысли, характерные черты различных правовых систем, изучить систему знаний о правах человека, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности;
- Узнать содержание Конституции РФ, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью, содержание Конституции РК.
- Овладеть знаниями об охране правопорядка государственными органами, о регулировании правом отношений между гражданами и государством в сфере охраны правопорядка, о видах юридической ответственности граждан, условиях и порядке привлечения граждан к юридической ответственности, о способах защиты гражданами своих прав от незаконных действий правоохранительных органов, о правах и обязанностях граждан по участию в охране правопорядка;
- Рассмотреть основы правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов РФ и РК), основные юридические понятия и их взаимообусловленность в системе права;
- Научиться правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл;
- Уметь строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами, строить собственное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей, давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;
- Уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования;
- Способствовать формированию у школьников навыков правовой культуры, мировоззрения гражданина демократического, правового государства, способности к теоретическому анализу правовых ситуаций.
Курс направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность. С этой целью предполагается проведение уроков – диспутов, практических работ, в процессе которых осуществляется выдвижение гипотез, овладение приёмами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умения развёрнуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. При изучении отраслей права обязательным элементом урока является работа с соответствующим отрасли кодексом, Законом РФ, Законом РК, при изучении конституционного права на каждом уроке, в обязательном порядке прорабатываются соответствующие статьи Конституции РФ, Конституции РК. На уроках применяются различные методы обучения праву: объяснительно – иллюстративный, проблемного изложения, частично – поисковый или эвристический, исследовательский. В рамках курса используются различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых игр, работа с источниками, участие в творческих проектах. Предполагается использование распределительного ресурса сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации, метод проектов, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Курс носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления подростка. 9 класс данной школы, в соответствии с Положением о классах с углублённым изучением отдельных предметов, является подготовительным и имеет логическую завершённость, так как часть учеников после получения основного (общего) образования продолжает обучение в других СУЗ (без правового обучения). В 10 классе школьники изучают вопросы теории права и государства, конституционного права. В 11 классе они приобретают знания о различных отраслях права (гражданском, уголовном, административном, семейном и др.)
В 9 классе основой для составления Рабочей программы послужила Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) и Программа учебной дисциплины «Основы государства и права» авторы: Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин (журнал «Основы государства и права» №2,2002). Программа сопровождается учебником для старших классов общеобразовательных учреждений, издательства «Вита – Пресс» и методическим пособием. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) предлагает для изучения раздела «Право» 22 часа, авторы Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин рекомендуют на изучение курса 34 часа (1 час в неделю). Но так как в данной школе по учебному плану на предмет «Основы права» даётся 68 часов (2 часа в неделю) появляется возможность более углублённо изучать некоторые темы, например:
Тема
|
Количество часов по программе Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина
|
Количество часов по рабочей программе
|
1. Государство.
2.Право.
3. Управление государством.
4. Труд и социальная защита.
5. Собственность.
6. Семья.
7.Преступление.
|
6 часов
5 часов
5 часов
5 часов
4 часа
3 часа
4 часа
|
6 часов
12 часов
14 часов
11 часов
9 часов
6 часов
8 часов
|
Благодаря увеличению количества часов появляется возможность проводить диспуты по темам, предложенным в учебнике, выделяется время для проведения деловых игр, для выполнения практических работ с текстами источников, решения и разбора задач и заданий из учебного пособия авторов Т.В.Кашаниной, А.В.Кашанина.
Тематический план «Основы права» вводный курс для 9 класса 68 часов
№
|
Наименование
дисциплины
|
Количество часов
|
Количество часов, на которых предусмотрены разные виды практической работы.
|
Количество контрольных работ
|
|
1 год обучения.
|
68
|
45
|
|
1.
|
Введение. Государство.
|
6
|
3
|
1
|
2.
|
Право.
|
12
|
6
|
1
|
3.
|
Управление государством.
|
14
|
11
|
1
|
4.
|
Труд и социальная защита.
|
11
|
6
|
1
|
5.
|
Собственность.
|
9
|
7
|
1
|
6.
|
Семья.
|
6
|
5
|
1
|
7.
|
Преступления.
|
8
|
7
|
1
|
|
Резерв
|
2
|
|
|
Содержание учебного материала.
Вводный курс.
9 класс.
Тема 1. Введение. Государство.
Происхождение государства: причины и особенности возникновения государств в различных регионах земного шара. Понятие и признаки государства (наличие территории, населения, публичной власти, права, правоохранительных органов, армии, налогов, суверенитета). Классификация государств: а) по историческому критерию; б) по экономическому критерию; в) по устройству государственной власти; г) по территории. диспут «Армия как необходимый атрибут государства. Правоохранительные органы как необходимый атрибут государства». Роль государства в жизни общества. Функции государства: внутренние и внешние. Государственный аппарат: понятие и структура. Виды и назначение законодательных и исполнительных органов. Правоохранительные органы и их краткая характеристика. Правоохранительные органы РК. Контрольная работа №1 «Понятие государства».
Тема 2. Право.
Виды норм, регулирующих жизнь людей. Социальные нормы. Право в системе социальных норм Соотношение права и морали. Причины и способы возникновения права. Определение права. Диспут «Что такое двойная мораль?»Формы (источники) права. Нормативный акт. Виды нормативных актов. Отличие законов от подзаконных нормативных актов. Стадии принятия законов. Понятие и признаки нормы права. Система права. Классификация отраслей права. Краткая характеристика отраслей права. Правомерное поведение и его виды. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений (преступления и проступки). Причины правонарушений. Понятие юридической ответственности. Цели юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Контрольная работа №2 «Право в системе социальных норм».
Тема 3. Управление государством.Появление первой в мире конституции. Принятие российских конституций. Особенности ныне действующей Конституции как основного юридического документа страны. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Принципы устройства Российского государства: демократизм, федерализм, разделение властей, верховенство закона, республиканское правление, социальное государство. Конституционный статус личности. Конституционные права. Конституционные свободы. Конституционные обязанности. Президент Российской Федерации, его задачи (функции). Порядок занятия должности президента. Парламент. Возникновение парламента в России. Наименование Российского парламента и его структура. Назначение Совета Федерации. Государственная Дума: её состав, порядок формирования, принципы голосования. Назначение Государственной Думы. Деловая игра «Заседание Государственной думы». Правительство Российской Федерации: его состав и задачи. Деловая игра «Заседание правительства». Судебная власть и её назначение. Принципы правосудия. Возраст и образование судей. Диспут « Возраст судьи». Виды судов и их краткая характеристика. Нотариат. Адвокатура. Деловая игра «Судебный процесс». Конституционный строй РК. Конституция РК. Государственная символика РК. Контрольная работа №3 «Правовые отношения».
Тема 4. Труд.Роль труда в жизни человека. Трудовое право как отрасль. Принципы использования труда. Трудовые права работника и работодателя. Трудовой договор. Рабочее время и его максимальная продолжительность. Время отдыха. Трудовая дисциплина. Меры поощрения. Дисциплинарная ответственность и порядок её наложения. Труд молодёжи. Безработица. Страховое и пенсионное дело. Контрольная работа №4. «Трудовые правоотношения».
Тема 5. Собственность.
Понятие собственности. Гражданский кодекс РФ – нормативный акт, регулирующий отношения собственности. Полномочия собственника, основания возникновения права собственности. Субъекты и объекты гражданского права. Наследование. Предпринимательство. Урок – диспут «Бизнес; польза или вред? Подросток как предприниматель». Способы защиты права собственности. Контрольная работа №5. «Гражданские правоотношения».
Тема 6. Семья. Семейный кодекс РФ. Семейные правоотношения. Брак. Семья и её признаки. Функции семьи. Условия заключения брака. Расторжение брака. Брачный договор. Права, обязанности и ответственность членов семьи. Урок – диспут «Надо ли регистрировать брак? Правильно ли то, что семейное право уделяет большее внимание регулированию имущественных отношений между супругами, а не личных?» Контрольная работа №6 «Семейные правоотношения».
Тема 7. Преступления. Уголовный кодекс РФ и его структура. Понятие преступления и наказания. Виды преступлений. Необходимая оборона. Вина и её формы. Диспут «Вина и наказание». Презумпция невиновности. Возраст привлечения к уголовной ответственности. Понятие и особенности наказания. Цели наказания. Виды наказания. Урок – диспут «Можно ли исправить преступника? Должна ли быть в России смертная казнь?» Контрольная работа №7. «Уголовное право».
В 10 - 11 классах основой для составления Рабочей программы послужила Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень) и программа курса для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений «Право. Основы правовой культуры» авторы Певцова Е.А., Козленко И.В. издательство «ТИД «Русское слово». Программа сопровождается учебниками для 10 и 11 классов, содержание полностью соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего среднего (полного) образования. Программой предусматривается изучение курса в течение 140 часов, из них в 10 классе – 68 часов (2 часа – резерв), в 11 классе - 68 часов (2 часа – резерв). Это соответствует учебному плану школы и изменений в количестве часов не требуется. Особенностями курса являются:
- практико – ориентированный подход в изложении содержания;
- преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывность правового информирования;
- опора на социальный опыт несовершеннолетних, участвующих в различных правоотношениях;
- формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;
- формирование уважения к правам человека и нормам международного права.
Общеобязательными являются следующие виды деятельности:
- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учётом социального опыта ученика.
Тематический план «Основы права» для 10 - 11 классов 140 часов
№
|
Наименование дисциплины
|
Количество часов
|
Количество часов, на которых предусмотрены разные виды практической работы.
|
Количество контрольных работ
|
|
2 год обучения.10 класс.
|
68
|
35
|
-
|
1.
|
Роль права в жизни человека и общества.
|
8
|
5
|
1
|
2.
|
Теоретические основы права как системы.
|
14
|
6
|
-
|
3.
|
Правоотношения и правовая культура.
|
12
|
5
|
1
|
4.
|
Государство и право.
|
26
|
14
|
1
|
5.
|
Правосудие и правоохранительные органы.
|
8
|
5
|
1
|
|
Резерв
|
2
|
|
|
|
3 год обучения. 11 класс.
|
68
|
52
|
|
6.
|
Гражданское право.
|
21
|
13
|
2
|
7.
|
Семейное право.
|
5
|
4
|
1
|
8.
|
Жилищное право.
|
3
|
1
|
|
9.
|
Трудовое право.
|
7
|
5
|
1
|
10.
|
Административное право.
|
5
|
4
|
1
|
11.
|
Уголовное право и уголовный процесс.
|
8
|
6
|
1
|
12.
|
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни.
|
14
|
8
|
1
|
13.
|
Международное право.
|
5
|
2
|
|
|
Резерв
|
2
|
|
|
Содержание учебного материала 10 – 11 класс. 140 часов.
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества. Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Написание эссе по темам: «Может ли знание закона решить проблему правонарушений?», «Каким должен быть закон, чтобы его не нарушали?» Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпция и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений.
Тема 2.Теоретические основы права как системы. Понятие и система права. Правовая норма и её характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Диспут «Можно ли создать идеальный закон?» Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Диспут «Роль прецедента в урегулировании общественных отношений». Написание эссе «Роль договора в нашей жизни». Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и её форма. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права. Контрольная работа №1 «Право и его роль в обществе. Формы права».
Тема 3. Правоотношения и правовая культура. Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Написание эссе «Наряду с законами государственными есть законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Г.Филдинг), «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл». Ролевая игра «Дееспособность по закону». Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо – германская правовая семья. Англо – саксонская правовая семья. Социалистическая правовая семья. Написание эссе «Реформа правовой системы: как изменить жизнь к лучшему?» Контрольная работа №2 «Право, правосознание, правовая культура».
Тема 4. Государство и право. Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Написание эссе «Моё отношение к государству». Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть РФ и РК. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Контрольная работа №3 «Государство и право». Конституция РФ – основной закон страны. Структура Конституции РФ. Структура Конституции РК. Эволюция понятия «Гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Диспут «Государство и граждане». Написание эссе «Должен ли гражданин страны быть патриотом». Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента РФ.
Тема 5.Правосудие и правоохранительные органы. Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд РФ. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы РФ. Ролевая игра «Суд». Система органов внутренних дел. Система органов внутренних дел РК. Прокуратура и её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальной связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. Написание эссе «Как должен применяться принцип «Закон суров, но это закон»в деятельности правоохранительных органов?» Контрольная работа №4 «Правоохранительные органы».
11 класс
Тема 6.Гражданское право.Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и её виды. Формы сделок. Условия недействительности сделок. Доверенность и её виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Составление договора. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Контрольная работа №5 «Гражданское право №1». Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско – правовой ответственности. Виды гражданско – правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Контрольная работа №6 «Гражданское право №2». Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Написание эссе «Государство и предприниматель: как успешно взаимодействовать?» Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Деловая игра «Как защитить права предпринимателя?» Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Тема 7. Семейное право. Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов, выраженные в законе. Договорной режим имущества супругов.Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. Контрольная работа №7 «Семейное право».
Тема 8. Жилищное право. Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.
Тема 9.Трудовое право.Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. Контрольная работа №8. «Трудовые правоотношения».
Тема 10.Административное право и административный процесс.Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Закон РК«Об административной ответственности в Р К». Административные правоотношения. Диспут «Нужны ли льготы людям, профессионально осуществляющим управление государством?» Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях. Контрольная работа №9 «Административное право».
Тема 11. Уголовное право и уголовный процесс.Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Написание эссе «В чём смысл уголовного наказания?» Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. Контрольная работа №10 «Уголовное право».
Тема 12. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Написание эссе «Роль денег в жизни человека». Экологическое право. Экологические правонарушения и экологическая ответственность. Экологические проблемы РК. Контрольная работа №11 «Экологическое право». Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности. Диспут «Цель оправдывает средства: так ли это?»
Тема 13.Международное право.Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно – правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.
|