Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 19 (§ 43). Формы культуры

§ 19 (§ 43). Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы:
—    элитарную,
—    народную,
—    массовую
и две разновидности: субкультуру и контркультуру.
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Ее девиз — «искусство для искусства». Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.
Высокая культура, например живопись испанского художника П. Пикассо или музыка австрийского композитора А. Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее почитателей — высокообразованные люди — критики, литературоведы, завсегдатаи музеев, выставок, театров, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг почитателей высокой культуры расширяется.
В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
Д. Карышев. Гримасы массовой культуры
Заклейменные рабы, татуированные преступники, проститутки с разрезанными ртами и шрамами на щеках, буйволы с кольцами в ноздрях и африканские вожди, увешанные с головы до ног золотыми серьгами, - все это на рубеже веков превращается из атрибутики отверженных в вид современного искусства. Этот вид искусства - боди-арт — представляет экспериментаторство над собственным телом. Всегда существовавшая, но загнанная обществом в подполье татуировка стала сегодня модным и вместе с тем совершенно обычным явлением.
На блатном жаргоне - «прошивка», «регалка», «наколка», ну а в обиходе - просто татуировка. Слово это, если верить филологам, пришло к нам с далекого острова Таити. «Та» означает «картинка», «ату» - дух. Каждая картинка дает совершенно конкретную информацию о ее носителе. К примеру, тюльпан в руке означает, что свое 16-летие субъект отмечал за решеткой. Свирепый гладиатор — свидетельство того, к какому садизму и дерзкому хулиганству склонен татуированный. А вот церковь на ладони. По числу ее куполов, а их пять, можно сделать вывод о количестве судимостей или сроке отбывания наказания. Мадонна с младенцем расшифровывается как «дитя тюрьмы». И никакой отсебятины, за каждую регалку ее владелец несет персональную ответственность.
В тату-салонах с помощью современной техники можно расписать свое тело, придав ему дополнительное «концептуальное» значение. Стоимость иллюстрации на своей коже размером с сигаретную пачку стоит около 50 долларов.
Тяга к подобной живописи увлекла не только мужчин. Если раньше татуированными телесами могли похвастаться разве что проститутки и профессионалки преступного мира, то сегодня молоденькие девочки щеголяют на пляже «расписанными» пупками, щиколотками и шейками.
Пирсинг - занятие уже для более крутых ребят. Не получивший еще глобального развития в нашей стране, на Западе пирсинг стал своеобразной чумой 90-х. По утверждению профессиональных пирсингеров, прокалывание тела - весьма «заразное» занятие. Сделав одну или две дырки, человек бывает не в силах устоять от искушения умножить их количество до устрашающих размеров.
И в этом деле, как и в любом другом, есть свои нюансы и тонкости. Никто из серьезных ребят не будет вставлять себе в ноздри, веки, языки, соски и т.д. золотые украшения. Благородный металл в мире пирсинга разжалован в попсовые безделушки. № 1 среди используемых для сережек металлов - это специальная медицинская сталь. Установка подобного украшения в профессиональном салоне стоит до 70 долларов.
Многие называют крестным отцом пирсинга на ниве вхождения в массовую культуру видеоролик «Crying» группы «Аего- smith». Молоденькая девочка с проколотыми носом и пупком запала в душу толпам подростков, и сейчас каждый пятый из них превратился в носителя многочисленных сережек.
И здесь наблюдается схожая с татуировками особенность. Важно, не что именно у тебя в ухе, а сколько. И при этом совершенно не играет роли тот факт, удобно ли тебе есть с увешанным железом языком или нет. Искусство требует жертв, а посему приходится терпеть. Рана в особо чувствительных местах (губы, язык, соски, половые органы) заживает в течение нескольких месяцев. Естественно, что попадание малейшей грязи может спровоцировать воспаление.
Скарт - искусство нанесения шрамов. Теперь герой трагедии прошлого, юноша с изуродованным шрамами лицом может считать себя крутейшим из крутых. За шрамы на лице нынче платят большие деньги. И опять-таки боль и страх в таких случаях - непременный атрибут.
Профи, делающие скарт, не рекомендуют заниматься этим в домашних условиях. Все-таки нужна рука мастера. Тем более что, по их мнению, скарт - искусство для избранных. И в самом деле, немногие досиживают до самого процесса, наблюдая, как мастер берет в руки тиски, зажимает в них специальную металлическую пластину, потом с помощью огненной струи из баллончика раскаляет ее и подносит к вашей свежевымытой и стерилизованной коже... Другой способ - просто резьба по коже большим и острым ножом. Кровоточащие раны обрабатывают антисептическим раствором. Самые распространенные места, где шрамы заметнее, - щеки, верхняя часть груди, руки, иногда спина.
Источник: АиФ. 1996. № 13.
Формы культуры    Опознавательные
признаки    Изучающие их науки
Элитарная (высокая) культура
Народная культура Массовая культура    Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, музыка
Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай
Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, кино, радио, телевидение    Искусствоведение, литературоведение
Этнография, антропология, фольклористика
Социология, философия
Основные формы культуры
Таблица
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.
Поскольку общество распадается на множество групп: национальных, демографических, социальных, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — субкультуры, группы, говорящие на разных языках, — различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества и гласных, и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.
Существует несколько видов субкультуры: молодежная, пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная и др. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.
Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им.
Молодежь и молодежная культура — явления сравнительно новые. В качестве чего-то самостоятельного они появились в середине 50-х годов XX века в развитых странах, прежде всего в США.
Фактически до 50-х годов понятие «тинэйджеры»(подростки) не существовало. В 40-е годы юноши покупали те же самые вещи, что покупали их старшие сограждане. Они танцевали в тех же клубах, что и родители, поклонялись общим певцам и одевались практически также.
Но однажды кто-то догадался, что, хотя денег у подростков меньше, все они идут на проведение досуга. Они первыми решились создать культуру досуга, основанную на современной моде. Таков был коммерческий взгляд на мир. Молодые люди стали покупать больше и разнообразнее, не потому что нуждались в приобретаемых вещах, а потому что хотели отличаться от других. Вся энергия молодежи стала уходить на погоню за очередной «модной штучкой», а не организацию социального протеста. В этом видят социальную функцию молодежной субкультуры: она превратилась в дополнительное средство контроля поведения тинэйджеров.
Еще в 30-е годы кинематограф и грамзапись стали в развитых западных странах процветающим бизнесом, самостоятельной и постепенно набиравшей силы индустрией. К тому же периоду относится и подъем массового радиовещания. В Россию эти достижения цивилизации пришли с определенным запозданием.
В середине 50-х годов в судьбе современного общества произошли радикальные изменения. На историческую сцену вышла новая социальная категория, составившая вскоре самую массовую аудиторию, — молодежь. Западные бизнесмены чутко уловили происходящие в обществе изменения и быстро переориентировались на широкомасштабный выпуск недорогих грампластинок, магнитофонов и магнитофонных кассет, а хозяева радио- и телекомпаний — на выпуск специальных молодежных программ, а шире — на подготовку особого жанра — шоу-бизнеса. К тому времени рынок развлечений для взрослых достиг насыщения, зато открывались широкие перспективы на молодежном рынке, благодаря постоянному росту материального благосостояния юных граждан.
Когда в середине 50-х годов начался бум молодежной культуры, первым потребителем продукции массовой культуры выступили рабочие. Знаменитые «Битлз» — выходцы из рабочих. Представители среднего класса подтянулись к молодежной культуре позже, поскольку они дольше учились в колледже и университете, не имея своих денег. Напротив, дети рабочих раньше заканчивали школу, раньше начинали трудиться и обретать экономическую самостоятельность.
У большей части современной молодежи отдых и досуг — ведущие формы жизнедеятельности, они вытеснили труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, ее носителями выступают неформальные подростковые группы.
В конце 1989 года Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодежные группы. Они возникают по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% —девушки. «Уйти в неформалы» побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и семье, недоверие к взрослым, протест против лжи. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше».
Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер, она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных устремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, или эскапизма, является употребление наркотиков.
Молодежная субкультура резко отличается от субкультуры детей, взрослых или стариков. Но и внутри себя она неоднородна. Первым и самым заметным признаком выступает классовая принадлежность. Социологи установили, что практически во всех странах молодежь из высшего, среднего и низшего классов отличается манерой одеваться, проводить досуг и образом жизни. Кроме того, значительные отличия есть в субкультуре у белых и черных.
Совокупность отличительных черт, характеризующих ту или иную субкультуру, принято называть стилем. Стиль — это суммарная характеристика манеры одеваться, вести себя, говорить, слушать музыку, способа выражать свои предпочтения и т.п., выделяющая одну группу из других.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Понятия: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.
Вопросы и задания
1. Раскройте содержание понятия «народная культура».
2. Какие элементы включает элитарная культура и как она создается? Можно ли отнести к ней картины П. Пикассо, музыку И.С. Баха и театральную постановку У. Шекспира?
3. Когда и по каким причинам возникла массовая культура? Сталкиваетесь ли вы с ее проявлениями в повседневной жизни? *4. Какое влияние массовая культура оказывает, по вашему мнению, на общество?
5. Как проявляет себя молодежная культура?
*6. Объясните, зачем употребляется молодежный сленг?
7. Чем различаются субкультура и контркультура? Можно ли
относить нецензурные выражения к контркультуре?
*8. Контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом?
Проблема. Помогают ли неформальные молодежные группы решать подростковые проблемы?
Практикум. 1. К какой из трех форм культуры относятся следующие произведения:
а) песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы,
б) оперы Дж. Верди,
в) рок-опера «Юнона и Авось»,
г) частушки,
д) мыльные оперы,
е) детективная литература?
2. У каждого поколения (возрастной группы) свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные. Старики любят и с удовольствием исполняют народные песни и песни советских композиторов. У людей среднего возраста и молодежи свои музыкальные пристрастия.
В таблицу внесите музыкальные предпочтения людей разного возраста. Опишите их вкусы, характер и содержание исполняемых и любимых песен.
Поколения людей    Музыкальные предпочтения
Молодежь    
Люди средних лет    
Пожилые и старики