Линии сравнения |
Традиционное (доиндустриальное)
|
Индустриальное |
Постиндустриальное (информационное)
|
Время возникновения |
Переход от первобытности к цивилизации IV тыс. до н.э. |
Переход от Средневековья к Новому времени XVI в. |
Переход к истории современности
конец ХХ в. |
Способ перехода |
Неолитическая революция |
Промышленная революция |
НТР |
Основной фактор производств |
Земля |
Капитал |
Знания |
Основной продукт производства |
Пища |
Промышленные изделия |
Услуги |
Характерные черты производства |
Ручной труд |
Широкое применение механизмов, технологий |
Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Характер труда |
Индивидуальный труд |
Преимущественно стандартная деятельность |
Резкое повышение творческого начала в труде |
Занятость населения
|
Сельское хозяйство — около 75% |
Сельское хозяйство — около 10%, промышленность —
85% |
Сельское хозяйство — до 3%, промышленность — около 33%, услуги — около 66% |
Доминирующая форма собственности |
Общинная |
Частная |
Акционерная |
Товарность |
Натуральное хозяйство |
Массовое производств |
Мелкосерийное производство |
Социальная структура |
Сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность |
Классовое деление; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур
|
Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Продолжительность жизни
|
40—50 лет |
Свыше 70 лет |
Свыше 70 лет |
Воздействие человека на природу
|
Локальное, неконтролируемое, идеал гармонии |
Глобальное, неконтролируемое, эксплуатация |
Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем |
Политическая жизнь
|
Преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для неё не нужны обоснования; сочетание
самоуправляющихся общин и традиционных империй |
Провозглашение политических свобод, равенства перед законом; демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от неё требуется обоснование права на лидерство |
Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
Духовная жизнь
|
Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладаетустная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью |
Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов |
Основа мировоззрения — информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |