2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Основные понятия: потребитель, рациональное поведение потребителя, доход потребителя, номинальный доход потребителя, реальный доход потребителя, потребительские расходы, уровень жизни, качество жизни, производитель, рациональное поведение производителя
Потребитель — лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт. Потребителем выступает индивид, фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
Основные принципы поведения потребителя на рынке
Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.
Поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма.
Потребитель стремится максимизировать совокупную полез - ность, т. е. выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую величину полезности.
При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом.
Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
При составлении бюджета семьи используются показатели номинального (денежного) дохода.
Реальный доход — это денежный доход граждан, исчисленный с учётом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объёма конечных доходов на индекс потребительских цен.
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части.
1 Дивиденд (от лат. dividendus — подлежащий разделу) — часть прибыли, полученной за отчётный период акционерным обществом, подлежащая распределению среди акционеров.
Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера:
чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растёт и сумма сбережений;
чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений;
чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы;
чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары ^ возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги.
Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги.
Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Производитель — это тот, кто изготавливает и продаёт товары и предоставляет услуги.
Цель производителя — получение наибольшей прибыли. Стремление снизить затраты на производство ^ более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и др.
Способы увеличения объёма выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах
Расширение объёма производства за счёт количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников).
Расширение объёма производства за счёт улучшения качественных характеристик ресурсов, улучшения их продуктивности или производительности.