К
Словарь терминов по обществознанию, Справочник по обществознанию, Список терминов по обществознанию, Формулирование терминов и понятий, Словарь обществоведческих терминов
Картина мира — целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; совокупность миропредставлений и мироощущений, включающая как рациональнопонятийные, так и чувственно-образные аспекты восприятия и постижения мира. Картина мира формируется в контексте исходных мировоззренческих установок (религиозных, научных, философских, художественных и т. д.). Религиозная картина мира — совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Её главный признак — разделение мира на сверхъестественный и естественный при абсолютном господстве первого над вторым. Научная картина мира — общие, вырабатываемые в определённую эпоху системные научные представления о строении мира, характере, закономерностях и тенденциях его эволюции и развития. Она создаётся в результате соединения знаний, добытых усилиями всех наук, и позволяет представить мир как сложно организованную и структурированную систему, в которой человеку отведены определённое место и роль.
Качество жизни — система показателей общего благосостояния людей, которая определяется уровнем их материального потребления, образом жизни, характеристикой окружающей среды, потреблением непосредственно неоплачиваемых благ и т. д.
Качество жизни имеет две стороны оценки: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки служат научно обоснованные нормативы потребностей и интересов людей, которые позволяют судить о степени их удовлетворения. Так, при оценке качества жизни общества учитываются характеристики каждого из составляющих его компонентов. Например, характеризуя уровень жизни, специалисты оценивают не только доходы людей, но и качество их питания, условия проживания и т. д. В свою очередь, при оценке качества питания учитывается его количество, калорийность, содержание белков, жиров, регулярность, разнообразие, вкусовые свойства и т. д. Субъективная сторона качества жизни определяется индивидуальными потребностями и интересами людей, степень же их удовлетворения могут оценить только сами субъекты.
Таким образом, качество жизни — это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.
Коммуникация (от лат. communicatio — связываю) — социологический термин, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку как специфической формы взаимодействия людей в трудовой и познавательной деятельности.
Другое распространённое значение этого термина — путь, сообщение (связь) одного места с другим.
Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.
Конкуренция (от лат. сопсиггеге — сталкиваться) — соперничество, борьба участников рынка за наиболее благоприятные условия функционирования производства. Каждый производитель стремится быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике производители конкурируют друг с другом, чтобы завоевать потребителей. Для этого они используют рекламу, стремятся снижать цены, улучшать качество товаров.
Конкуренция — главный мотор рыночной экономики. Она способствует рациональному использованию ограниченных ресурсов, повышению эффективности производства, совершенствованию технологий, стимулирует снижение издержек производства, улучшает потребительские свойства товаров и услуг.
Конституционное право — отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Конституционное право определяет конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти, основы правового положения личности, национально-территориальное государственное устройство, систему, порядок и принципы формирования, организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Основными принципами конституционного права являются: республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека, разделение властей, федерализм.
Главный источник конституционного права в России — Конституция РФ. Другими источниками являются: федеральные конституционные законы (например, «О референдуме Российской Федерации» и пр.), федеральные законы (например, «О выборах Президента Российской Федерации» и пр.).
Конституционное судопроизводство — процессуальная деятельность Конституционного суда Российской Федерации по рассмотрению дел, отнесённых к его компетенции.
К компетенции Конституционного суда РФ относятся дела о соответствии конституций и уставов субъектов федерации Конституции РФ, толкование Конституции РФ, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой и др.
Конституционный суд России состоит из двух палат: «большой» — 10 судей и «малой» — 9 судей. Дела рассматриваются на заседаниях палат или пленарных заседаниях. Поводом к началу рассмотрения дела в Конституционном суде является письменное обращение правомочного субъекта в форме запроса, ходатайства или жалобы. Конституционный суд основывается на общих для всей судебной системы принципах судопроизводства: независимости судей, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, государственного языка, гласности, устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон. Принципом конституционного судопроизводства является также презумпция истинности правовой позиции Конституционного суда. Процессуальное своеобразие системы конституционных процедур — это не применение правовых норм, а обеспечение их соответствия Конституции РФ.
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. В отличие от государственного строя конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Ключевой характеристикой конституционного строя является верховенство права. Его необходимыми признаками являются: народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может и не иметь этих признаков.
Основы конституционного строя России провозглашает глава 1 Конституции РФ.
Конституция (от лат. constitutio — установление) — закон (законы), обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно-правовым актам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.
Конституция — политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она отражает соотношение социальных и политических сил в обществе. Юридические свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней в той или иной степени отражается определённое мировоззрение.
Конституция Российской Федерации — основной закон Российского государства, закрепляющий его основы, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
Конфессия (от лат. confessio — признание, исповедание) — синоним понятия «вероисповедание» — какая-либо религия, имеющая теоретически разработанное и систематизированное вероучение, культ и религиозные организации, в том числе организации священнослужителей и верующих.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — осознанное столкновение, противоборство взаимно противоположных, несовместимых потребностей, целей, установок, ценностей двух (или нескольких) людей, групп.
Межличностный конфликт представляет собой частный случай развития конфликтной ситуации, вызванной взаимным непониманием, неприязнью, расхождениями в ценностях и притязаниях личностей.
Конфликтология — наука, возникшая на стыке социологии, политологии, психологии. Она классифицирует и анализирует конфликты по их масштабам, уровню, характеру и времени протекания.
Её наиболее важным направлением является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, роли в жизни общества и путей их преодоления.
Конформизм (от лат. conformis — подобный, сходный) — приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (то есть приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собственную позицию.
Конформность (от лат. conformis — подобный, сходный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность отражает склонность индивида усваивать нормы, привычки и ценности группы, изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнений других.
Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться её членом, заслужить одобрение или избежать порицания. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека. Внешнюю конформность отождествляют с уступчивостью в следовании требованиям группы при внутреннем неприятии их. Внутренняя конформность связана с реальным согласием человека с мнением группы, её требованиями и действительным преобразованием индивидуальных установок в результате принятия позиции окружающих.
Противоположностью конформности является нонконформность.
Критерии истины — оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с её объектом. Критериями истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.
Важную роль в обосновании истинности выполняет практика. Критерии истины уточняются в зависимости от содержания и цели решения научных и практических задач и носят конкретный характер в соответствии со спецификой сферы научной и практической деятельности. Практика — движущая сила познания', на каждом историческом этапе она ставит перед ним конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В философии практика понимается как система всемирно-исторической деятельности человечества; в ней представлен как прошлый опыт этой деятельности, так и её современные формы и методы.
Культ (от лат. cultus — почитание) — 1) один из основных элементов религии, индивидуальные или коллективные действия символического характера, призванные дать видимое выражение религиозной веры, установить контакт их совершителя с почитаемыми божествами, Богом. Культ представляет собой совокупность определённых знаков и символов, которые могут воплощаться в обрядах и церемониях, материальных и нематериальных объектах. Религиозный культ базируется на вере в возможность установления определённых отношений между человеком и предметом его веры;
2) преклонение перед чем- или кем-либо, чрезмерное возвеличивание чего- или кого-либо (например, культ денег, культ личности).
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, почитание) — 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.
В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, технологии, материальные ценности), духовной {наука, искусство, философия, мораль и т. д.), политической культуре (цели, средства, результаты деятельности общества, социальной группы, отдельной личности, характеризующие меру социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений).
Культура — историческое явление, раскрывающееся в процессе общественного развития. Развитие культуры осуществляется как за счёт творческих новаций, так и в процессе освоения, трансформации, модернизации культурного опыта, наследия предыдущих поколений, ценностей других современных культур.
Хотя культура порождается деятельностью общества, её практическими творцами и исполнителями нередко выступают отдельные личности, которые одновременно являются и «продуктом», и потребителями, и творцами, и распространителями культуры.
Культура массовая — обобщённая характеристика распространённой в современном индустриальном обществе формы культуры, которой свойственно индустриально-коммерческое производство и распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей, рассчитанных на массового потребителя. Эта форма культуры ориентируется, как правило, не на реалистические образы действительности, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Одна из её важнейших функций — иллюзорно-компенсаторная — приобщение потребителя к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз. Это сочетается со скрытой пропагандой господствующей системы ценностей и образа жизни и приводит в конечном счёте к отвлечению масс от социальной активности, принятию людьми существующих социальных реалий. Ценности массовой культуры также призваны заполнять досуг, способствовать снятию напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Массовая культура в определённой мере позволяет манипулировать сознанием человека.
Культура межнациональных отношений — вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики. Культура национальных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, нормах морали, золотом правиле нравственности, политико-правовых нормах, утверждающих равенство всех людей. Демократическая культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности поведения, сознания, деятельности отдельного человека, больших групп населения, органов власти в области национальных отношений. Этот вид культуры требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального самосознания, менталитета, языка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявления национальной вражды. Она способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфликтов.
Систематическая реализация требований культуры межнациональных отношений — одна из существенных характеристик демократического общества. В становлении и укреплении культуры межнациональных отношений важную роль выполняет самосовершенствование индивида, прочность гуманистических убеждений.
Культура элитарная — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом. Элитарная культура обращена к узкому кругу творцов и ценителей, она по определению последовательно противостоит культуре большинства — народной и массовой культуре.
Элитарная культура ограничивает круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», формирует особую систему норм, принимаемых данной группой в качестве обязательных для узкого круга «посвящённых».
Культурология — наука о сущности, закономерностях существования и развития, значении культуры в жизни личности и общества, способах её постижения.
Специфика культурологии как науки определена не столько её предметом (им может стать любой продукт материальной или духовной деятельности человека или сама деятельность), сколько особым взглядом на предмет. В культурологии выделяют два профиля познания: собственно культурологию, в узком смысле — знание о культуре в реальном историческом времени и социальном пространстве её существования, и культуроведение — совокупность дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры (религию, искусство и т. п.). Существуют и другие классификации основных направлений культурологии, например: 1) историческая и кон- сервационная культурология (изучает способы и средства охраны, консервации и реставрации фактов культуры); 2) социальная культурология (изучает ценностные ориентации людей конкретных эпох, регулируемые средствами культуры общественные отношения); 3) гуманитарная культурология (исследует заложенные в конкретных объектах «тексты культуры»)
|