Формы государства
Форма государства представляет собой совокупность его внешних признаков, отражающих организацию государственной власти в стране. Тем самым форма (или устройство) государства включает в себя три стороны: 1) форму правления, 2) форму государственного устройства и 3) форму политического режима.
Форма правления - это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Кроме того, характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, их взаимоотношения друг с другом.
Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.
1. Монархия - это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть в порядке престолонаследия.
К числу признаков монархии относятся: осуществление монархом единоличного правления; сакрализация власти монарха - власть объявляется священной, он формально независим ни от кого в своей деятельности; бессрочный и пожизненный срок правления; монарх является главой государства и часто олицетворяет его.
Уже этот набор признаков показывает, что в истории встречались различные типы монархий. Наиболее распространенные из них абсолютная и ограниченная монархии.
2. Республика (от лат. res publica - общее дело) - это форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; наряду с ними существует, как правило, независимое правосудие и местное самоуправление.
В числе признаков республиканской формы правления могут быть упомянуты: наличие высших выборных органов власти, участие граждан в управлении государством, принцип разделения властей; определенная процедура принятия решений.
В некоторых странах республики могут носить смешанный характер, т. е. сочетают черты и президентской, и парламентской республики (хотя многие ученые не поддерживают такую позицию, относя Францию (как пример смешанной республики) все-таки к президентским республикам).
Таким образом, выбор формы правления зависит от многих факторов, в том числе от исторических традиций и местных условий политической жизни.
Форма государственного устройства - это способ административно-территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. Основными формами государственного устройства являются унитарное и федеративное государства.
Существуют две основные формы государственного устройства:
1. Унитарное государство (от лат. unus - один). Основными его чертами являются: абсолютная политическая неделимость и целостность; составные административно-территориальные единицы не имеют собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом. Для всего государства существуют единое законодательство, единые органы власти, единые гражданство, налоговая и кредитная политика.
Чаще всего унитарными являются мононациональные государства (подавляющее большинство населения составляет одна нация, например: Франция, Италия, Швеция, Греция, Япония, Англия).
2. Федерация (от лат. fedus - союз) - это объединенное союзное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, но верховная власть принадлежит соответствующим федеральным органам. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной конституцией. Высший законодательный орган, как правило, состоит из двух палат: верхняя - представляет интересы субъектов федерации, нижняя - интересы населения всей страны.
Различные виды федераций могут классифицироваться по принципу образования субъектов федерации как территориальные и национальные федерации. В первом случае субъекты федерации организованы по территориальному признаку, не имеет права одностороннего выхода из союза (США, Мексика, ФРГ). Во втором - субъекты являются национально-государственными образованиями, образованными по национальному признаку и имеющими право на самоопределение (примеры - Индия, СССР и РСФСР советской эпохи). Современная Россия является примером смешанного типа федерации - ее субъекты образованы на основе и территориального (области, края) и национального (республики в составе РФ) принципов.
К двум основным формам государственного устройства примыкает:
3. Конфедерация (от лат. confederatio - сообщество, объединение) - это государственно-правовое объединение ради достижения определенных ограниченных целей в пределах известного исторического периода (оборона страны, внешняя торговля, таможенная политика и т. д.). Каждое из входящих в конфедерацию государств сохраняет свой суверенитет. Единая территория и единое гражданство в конфедерации отсутствуют, в предмет ее ведения входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной, таможенной политики), а бюджет состоит из добровольных взносов членов конфедерации. Каждый из субъектов конфедерации имеет право свободного выхода в любой момент по принятой ранее процедуре.
Следует отметить, что конфедерация - это очень непрочное объединение, носящее, как правило, временный, переходный характер. Она со временем либо распадается, либо преобразуется в федерацию. При этом следует иметь в виду, что формальное наименование страны конфедерацией не означает, что страна действительно является таковой. Так, Швейцарская Конфедерация на самом деле является федерацией.
Конфедерациями являлись: США в 1775-1787 гг., Конфедерация южных штатов во время Гражданской войны в 1861-1865 гг., Европейский союз в настоящее время.
Другие формы государственного устройства - сообщество, содружество, ассоциация
- являются еще более аморфными образованиями, чем конфедерация. Как правило, создаются ради достижения каких-то строго определенных целей (культурных, экономических и т. д.) и носят переходный характер, характеризуются еще меньшим характером единства.
Примерами объединений последнего типа могут быть названы Британское Содружество (цель - культурное сотрудничество, языковая общность), ЕЭС на первом этапе существования (цель - выровнять уровень экономического развития), СНГ (цель - обеспечение топливом, экономическая интеграция).
Форма политического режима. В узком смысле - это совокупность приемов и способов осуществления власти. В широком смысле - это уровень гарантированности прав и свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.
Среди форм политического режима различают демократический и антидемократический режимы.
Демократический режим предполагает широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона. Народовластие при нем носит не формальный, а реальный характер.
Антидемократические режимы либо открыто отвергают демократические принципы управления, либо заменяют их имитацией, «управляемой» демократией. Политические права и свободы при антидемократическом режиме сводятся к минимуму или вообще не соблюдаются. Власть реализует свои функции через подавление личности, установление диктатуры одного класса, группы или партии. Как правило, это дополняется идеологическими ограничениями или установлением единой общеобязательной идеологии. В прошлом это сопровождалось и резким расслоением населения по сословным, кастовым и др. признакам. агрессивная внешняя политика и т. д.
К видам недемократических режимов относятся: деспотия, характерная для восточных государств, при которой абсолютная власть монарха основана на произволе, бесправии населения; тирания - режим, в некотором смысле напоминающий деспотию, но тиран получает власть не по наследству, а в результате государственного переворота (Древняя Греция, Древний Рим); авторитаризм - значительная и тоталитаризм - абсолютная власть государства над всеми сторонами жизни общества. Два последних вида подробно рассмотрены в разделе о типологии государств.
Политический режим придает форме государства строго индивидуализированный характер.
Между формами государства существует определенная взаимосвязь, не всегда однозначная. Так, республиканская форма правления часто «тяготеет» к федеративной форме государственного устройства и демократическому режиму, монархическим формам правления более свойственны унитарные формы государственного устройства и антидемократические политические режимы. Существуют и примеры иного рода. Скажем, современная Великобритания, будучи по форме правления монархией, по типу политического режима является вполне демократической страной, а в СССР сталинской эпохи, который согласно Конституции 1936 года был республиканским и федеративным государством, на практике господствовал тоталитарный политический режим.