Мораль как компонент культуры
Любое общество располагает определенной нормативно-регулятивной системой. В нее входят право, традиции, обычаи, административные положения, технические нормативы, правила грамматики и многое другое. Иначе говоря, нормативная регуляция в обществе - это совокупность различных решений, указаний, инструкций, директив, приказов, программ, которые предъявляют к человеку конкретные требования в отношении выполнения им своих жизненных обязанностей (функций, ролей). Особое место в этой системе занимает мораль как совокупность норм, принципов, оценок, регулирующих поведение людей в обществе.
Специфика морали состоит в том, что в буквальном смысле места у нее нет. Мораль трудно, просто невозможно локализовать. Не существует собственно моральных отношений или действий, нет особой моральной сферы жизни. Мораль неуловима, потому что она везде, и под ее суд подпадает вся жизнь человека. Она представляет собой специфический способ упорядочения общественных отношений, не зависящий от их предметно-содержательного наполнения. В морали фиксируется то общее и основное, что составляет культуру межличностного общения людей.
Мораль не имеет определенных институтов (установлений). Этим она отличается от права, чьи нормы имеют формальную определенность, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями. Моральные нормы складываются в процессе жизнедеятельности общества, они, как правило, неписаны, стихийны. Действенная сила морали основывается на превращении ее требований в личные убеждения и мотивы поведения индивидов - превращении, совершаемом в процессе их социализации, т. е. приобщения к многообразию жизненных ролей: труженика, потребителя, собственника, гражданина и т. д.
Моральная регуляция - это прежде всего саморегуляция, т. е. способность личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом направлять, контролировать, оценивать и эмоционально переживать свое поведение. Обобщенное выражение этой способности называется совестью. Иногда совесть отождествляют с нравственным чувством, которым наделила человека природа. Это положение по меньшей мере спорно: морали, нравственности в природе нет. Совесть - не природа, а уж скорее общество, «сидящее» внутри нас.
Кроме совести, своеобразного внутреннего авторитета, у морали есть еще и внешний авторитет - это общественное мнение. Оно выполняет в структуре моральной нормы роль, аналогичную роли государства в политической системе. Как государство принуждает к исполнению нормы правовой (юридической), так общество принуждает к исполнению нормы моральной. Но методами принуждения они пользуются разными. Моральное осуждение не уступает иногда, впрочем, по силе государственному принуждению. Осуждение - только оценка, за ней следуют и определенные действия. Так, дворянин, нарушивший кодекс чести, не только осуждался дворянским обществом, но и фактически ставил себя вне этого общества. Более того, моральное осуждение порой беспощаднее осуждения государственного, правового, ибо оно захватывает всего человека, проникает в самые потаенные уголки его внутреннего мира.
Мораль, ее ценности, нормы и идеалы поддерживаются также силой массовых привычек, велений и оценок, традициями совместного бытия людей.
Мораль не только неинституционна, но принципиально неформализуема, ей свойственна неформальность. Ее адресат - целостный человек, личность, а не, скажем, гражданин или физическое лицо. В морали нет служебной субординации, разделения на начальников и подчиненных. Выполнение требований морали контролируется всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Неформальность морали позволяет ей по-своему регулировать очень тонкие, интимные отношения между людьми, такие как товарищество, дружба, любовь.
В отличие от других социальных норм, прежде всего норм технических, моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных результатов, а только следование общим правилам и принципам поведения, в которых отражается громадный исторический опыт многих поколений, вся накопленная культура межличностных отношений. В этом смысле мораль словно бы нецелесообразна, нерациональна. Однако это не совсем так. В ней содержится высшая рациональность - обеспечение выживания рода человеческого. Нецелесообразной мораль представляется и с другой точки зрения. Она часто «невыгодна», не гарантирует благополучия тем, кто ее придерживается. Нецелесообразна мораль, наконец, и тем, что в ней невозможно отыскать обычные причинно-следственные связи, ответить на вопрос «почему?» Найти причины, объясняющие, например, человеческую слабость или бесчестный поступок, иногда не так уж трудно. Труднее бывает ответить на вопрос, почему человек поступает по совести, делает добро людям. Добро возможно только ради самого добра.
Мораль по определению бескорыстна. Творя добро, нельзя прямо рассчитывать на ответную благодарность «прямо сейчас». Добро вернется к тебе, если общество, частью которого ты являешься, примет его как моральную норму. Связь между совестью и моралью хорошо понимали в древности, в частности на Востоке, где к истине, науке, мудрости допускали только высоконравственных, честных и благородных людей, успешно выдержавших соответствующие испытания. Видимо, поэтому там было меньше разного рода злоупотреблений.
Мораль участвует в процессе познания. Она отражает общее, типичное в разнообразных поведенческих актах людей, накапливает и закрепляет опыт межчеловеческого общения. Однако специфическая функция морали состоит не в том, чтобы давать людям знания (такая задача стоит перед этикой как наукой о морали), а чтобы регулировать посредством оценки их поведение.
Многообразны взаимоотношения морали и искусства. У них одна общая забота - человек, его духовные искания, его всестороннее и гармоничное развитие. То, что мораль признает добром и злом, искусство изображает как прекрасное и безобразное. Искусство с его образностью, чувственной конкретностью является действенным средством воспитания человека, формирования нравственных качеств личности. С другой стороны, и мораль влияет на искусство, поскольку нравственные ориентации человека, несомненно, сказываются на его эстетических оценках, художественных воззрениях, отношении к красоте в целом.
Много говорят и пишут о соотношении морали и политики. Действительно, политическая практика трудно совместима с моралью. Победителей в политике действительно не судят, а если и судят, то не всегда это бывает суд справедливости. И все же совсем бесчувственной к моральному фактору политики не бывает. В той или иной степени политика вынуждена считаться с господствующей в обществе моралью. Без морального оправдания оказывается невозможной легитимизация политической власти. Можно надеяться, что по мере укрепления и развития демократии мораль будет становиться все более важным фактором политической жизни общества.
Каждое общество с древности до современности всегда оказывалось «морально самодостаточным», а потому недоступным или малодоступным для критики со стороны. Только внутри, между собой, среди своих членов. Появились пословицы вроде: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Однако в последние десятилетия, когда мир все больше становится единым, возникла потребность выработать моральные нормы, объединяющие все человеческое сообщество. Они получили название общечеловеческих ценностей.
Общечеловеческие моральные ценности были и остаются проблемой для общество- знания. Их выявлением и четкой формулировкой занимаются многие исследователи. Обобщая уже наработанный в этой области материал, американский ученый Луис П. Подж- ман очень убедительно представил десять «кандидатов» в общечеловеческие ценности. Эти базовые моральные принципы таковы:
1) не убивай невинных людей;
2) не причиняй ненужной боли и страданий;
3) смягчай, облегчай боль и страдания, где это возможно;
4) выполняй обещания и договоры;
5) не покушайся на свободу другого человека;
6) будь справедлив, относись равно к равным и неравно к неравным;
7) принимай с благодарностью оказываемые тебе услуги, отвечай взаимностью;
8) будь правдивым и искренним;
9) помогай другим людям;
10) соблюдай справедливые законы.
Принципы эти действительно могут стать основой для диалога и взаимопонимания между людьми и народами в сфере морали, нравственного бытия.