Понятие правотворчества

Понятие правотворчества

Правотворчество, или правотворческая деятельность, - это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.
Правотворчество осуществляется тремя основными способами:
1) государство придает юридическую силу правилам поведения, которые сложились в виде обычаев или выработаны негосударственными организациями (уже приводившийся пример о признании государством в качестве источника гражданского права обычаев делового оборота);
2) правовые нормы устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами (например, принятие любого закона Государственной Думой);
3) непосредственное правотворчество народа в форме всенародного голосования. (Так, принятие ныне действующей Конституции РФ было осуществлено референдумом 12 декабря 1993 г.)
Правотворческий процесс обычно делится на 6 стадий, или этапов:
1) стадию законодательной инициативы (внесение предложения принять новую правовую норму). Правом законодательной инициативы обладает строго очерченный круг органов власти, представителей населения и т. д.;
2) решение компетентного органа о включении разработки данного нормативно-правового акта в план законопроектных работ. (В Государственной Думе таким органом является Совет Думы.);
3) разработку норм правового акта и предварительное обсуждение в соответствующих комитетах и комиссиях законодательного органа;
4) рассмотрение законопроекта в том органе, который правомочен его принять;
5) принятие нормативно-правового акта;
6) доведение его содержания до адресатов - опубликование. Действующим считается только такой акт, который опубликован, за исключением документов, содержащих сведения о государственной тайне.
Иногда первые две стадии могут как бы сжиматься во времени и почти совмещаться (например, при разработке Закона о бюджете).
Законодательный процесс может быть рассмотрен на примере принятия Закона о бюджете на новый финансовый год.
1. На подготовительном этапе осуществляется разработка органами Минфина проекта бюджета. За основу берутся показатели старого бюджета, потребности в финансовых ресурсах отраслевых министерств и ведомств, субъектов Федерации; сведения о предполагаемых доходах; данные статистики; прогноз социально-экономического развития на будущий год; результаты согласования соответствующих сторон и т. д. Дальнейшая работа с этим проектом ведется в соответствующих комитетах и комиссиях Государственной Думы - они дают своеобразную экспертную оценку проекту бюджета, и на основе этой оценки Совет Думы принимает решение о вынесении или невынесении этого проекта на рассмотрение в первом чтении.
2. Рассмотрение и принятие законопроекта о бюджете включает в себя:
а) рассмотрение в Государственной Думе в четырех чтениях (первое чтение посвящено принятию общих показателей бюджета в целом; второе - постатейному обсуждению с внесением поправок; на третьем обсуждаются размер средств в виде дотаций и субвенций субъектам РФ и на целевые программы; на четвертом осуществляется принятие бюджета в целом);
б) обсуждение в Совете Федерации;
в) подписание Президентом и опубликование.
3. Стадия исполнения бюджета - завершающая стадия бюджетного процесса. На этой стадии в случае резкого возрастания дефицита бюджета (превышения расходов над доходами) и невозможности его уменьшить за счет дополнительных источников доходов Государственная Дума может по предложению Правительства принять закон о секвестре бюджета, т. е. пропорциональном сокращении расходных статей бюджета (кроме так называемых «защищенных статей»).

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты