Понятие источника (формы) права. Виды источников права
Источник (форма) права - это специальный способ, внешняя форма воплощения и закрепления правовых норм, т. е. это то явление, откуда правовая норма берет свое начало.
В зависимости от субъектов правотворческой деятельности источники права обычно делят на две группы: основные и дополнительные.
К основным источникам права относятся:
1) правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве общеобязательного. Большинство ранних сборников законов на заре человеческой истории были основаны на правовых обычаях: законы Драконта в Древней Греции VII в. до н. э., Салическая Правда франков V-VII вв. н. э., Древнейшая Правда Ярослава XI в. В настоящее время правовые обычаи сохраняются в традиционных правовых системах Азии и Африки и очень редко - в современном европейском и американском праве. Можно отметить «обычаи делового оборота» в гражданском праве Российской Федерации, консульские уставы с правилами дипломатического этикета в международном праве;
2) юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. В настоящее время прецедент в качестве источника права используется в основном только в англосаксонской правовой системе (о ее характеристике см. ниже);
3) нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, т. е. это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Это главный источник права в романо-германской (континентальной) правовой системе, в том числе и в современной России.
Нормативно-правовой акт обладает рядом признаков:
а) он содержит нормы права (в этом его отличие от индивидуальных актов);
б) он выражен в официальном документе с обязательными атрибутами (название акта, наименование органа, принявшего акт, дата вступления в действие и т. д.);
в) нормы права в нем сгруппированы определенным образом по разделам, главам, статьям, т. е. используются специальные способы изложения. При этом в статье нормативно-правового акта может содержаться вся норма целиком или только ее часть.
Дополнительными источниками права считаются:
1. Юридическая доктрина - это предельно общие идеи и принципы, на основе которых строится вся система правовых норм в данной области общественных отношений. (Примеры - доктрина правового государства, доктрина договорных отношений между субъектами Федерации, доктрина социального государства и т. д.)
2. Нормативно-правовой договор - это акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства - в настоящее время в качестве источника встречается редко, в основном там, где есть пробелы в праве, неурегулированность отношений. Так, в начале 90-х гг. в России именно на основе стихийно возникавших договоров были основаны такие новые институты и подотрасли права, как биржевое право, законодательство о пожизненной ренте с иждивением, и др.
3. Международные договоры в качестве источника права стали использоваться только после принятия Конституции РФ 1993 г., в которой это и было зафиксировано. Таковы, например, Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др. При этом в Конституции зафиксировано, что при коллизии (противоречии) норм внутреннего и международного права приоритет отдается нормам международного права.
Нормативно-правовые акты и их классификация
Виды нормативно-правовых актов могут классифицироваться по ряду критериев.
По юридической силе, т. е. в зависимости от положения и полномочий органа, принявшего этот акт, они подразделяются на:
а) законы - это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в особом законодательном порядке и регулирующие наиболее важные общественные отношения.
По иерархии законы делятся на три подвида:
- Конституция (Основной закон) - обладает высшей юридической силой (подробнее об особенностях Конституции будет рассказано в соответствующей главе);
- Федеральные конституционные законы (регулируют наиболее важные общественные отношения и принимаются в особом законодательном порядке квалифицированным большинством в 2/3 голосов обеих палат Федерального Собрания - например: федеральные конституционные законы «О референдуме», «О Конституционном Суде», «О выборах Президента», «О статусе депутата Государственной Думы» и т. д., т. е. в основном регулируют вопросы, связанные с избранием, полномочиями и деятельностью высших органов власти Российской Федерации);
- Федеральные законы (принимаются простым большинством голосов, делятся, в свою очередь, на текущие (например, об изменении ставок налога на прибыль, о бюджете на следующий финансовый год и т. п.) и кодифицированные (т. е. принимаются Кодексы, в которых систематизируется законодательство определенной отрасли права, например: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс административных правонарушений и т. д.);
б) подзаконные акты, обладающие меньшей юридической силой. Они должны полностью соответствовать законам.
Выделяют три основных вида подзаконных актов:
- общие (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства - распространяются на всю территорию страны и на все сферы общественных отношений);
- местные (постановления и распоряжения региональных местных органов власти - сфера действия ограничена определенной территорией);
- ведомственные (директивы министерств и ведомств - сфера действия ограничена рамками отрасли управления, где осуществляет свои полномочия данный орган исполнительной власти, например: директивы и распоряжения МВД, МПС и т. п.).