Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Причины возникновения государства

Причины возникновения государства

Причины возникновения государства традиционно принято подразделять на две группы: внутренние и внешние. В разные эпохи учеными особый упор делался либо на внутренние причины как на базовые, либо на внешние. Свойственное ученым-историкам XVIII-XIX столетий пристальное внимание в первую очередь к внешним причинам (примером чего является, в частности, норманнская теория образования государственности у восточных славян), к началу XX в. сменилось более сбалансированным подходом, при котором внутренние и внешние причины образования государства рассматриваются в совокупности при приоритете внутренних причин, без которых государство возникнуть не может.
Главной внутренней причиной, определяющей возникновение государственности ученые считают появление имущественной дифференциации (расслоения), ведущей, в свою очередь, к дифференциации социальной. При этом в обществе происходят следующие процессы.
Начало добычи и обработки металлов и изобретение металлических орудий труда способствует росту производительности труда. При этом исчезает необходимость в существовании родовой общины, так как теперь усилий отдельно взятой семьи оказывается достаточно для обеспечения себя всем необходимым. Индвидуализация труда ведет к смене родовой общины соседско-территориальной, основанной на семейных хозяйствах.
Отдельно взятая семья получает возможность как почти неограниченного обогащения (все излишки остаются в ее распоряжении), так и разорения (в случае неурожаев, стихийных бедствий она уже не может надеяться на помощь рода). Это неизбежно ведет к имущественному неравенству.
Имущественной дифференциации способствует и появление второго общественного разделения труда, т. е. отделение ремесла от земледелия. Появляется группа людей, которая занимается главным образом изготовлением орудий труда и не может самостоятельно обеспечить себя продовольствием. Это с неизбежностью порождает институты обмена и торговли. Обмен, а затем и торговля между ремесленниками и земледельцами интенсифицируется, и это создает дополнительные условия для появления имущественного неравенства, ведущего к неравенству социальному.
Социальная дифференциация представляет собой разделение прежде единого общества на отдельные группы с разными интересами и объемом прав и обязанностей. Постепенно в обществе выделяется привилегированный слой, его формируют: 1) разбогатевшие общинники (по признаку богатства); 2) военные вожди и их окружение (по признаку богатства и повышенного морального авторитета); 3) языческое духовенство - жречество (по признаку богатства и высокого морального авторитета); 4) родовые старейшины (по признаку повышенного морального авторитета). Лица, занявшие привилегированное положение в общине, неизбежно стремились закрепить его и передавать по наследству (сначала в силу сложившейся традиции, а с момента появления письменности и при помощи правовых средств). Эти средства дополняются всеми средствами принуждения.
В числе внешних причин в первую очередь необходимо назвать необходимость объединения в целях более эффективной защиты собственной территории от нападений внешних врагов. На формировании институтов государства сказывается и культурное, и политическое влияние более развитых народов.
В силу действия всех этих факторов постепенно возникает государство со всеми его признаками.
Таким образом, процесс формирования государства оказывается не единовременным, а, как правило, растягивается на десятки или даже на сотни лет.
Свои функции государство реализует, опираясь на механизм государства - систему государственных органов, призванных осуществлять управление обществом и реализующих основные направления государственной деятельности (правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную). Механизм государства представляет собой реальную организационную и материальную силу, посредством которой оно проводит свою политику.
При этом механизм государства можно рассматривать либо в статическом положении (в этом случае рассматривается только структура органов власти без учета особенностей их взаимодействия между собой), либо в динамике (в этом случае помимо структуры рассматривается функционирование органов власти, их взаимозависимость друг от друга). В зависимости от типа социума как политической системы (последняя, по общепринятой классификации, может быть открытой или закрытой), влияние общества на функционирование государственного механизма будет более или менее опосредованным.
Механизм государства в подавляющем большинстве случаев включает в себя 4 блока: блок принятия решений, блок реализации решений, контроль выполнения решений и характер связи между этими блоками. При этом два последних блока напрямую связаны с конкретным типом политической системы - открытой, типичной для демократических правовых государств, или закрытой, свойственной тоталитарным или (в несколько меньшей форме) авторитарным государствам.
В открытой политической системе интересы и потребности населения оказывают непосредственное влияние на характер принимаемых политических решений, при этом над реализацией решений осуществляется не только государственный, но и общественный контроль (со стороны разных слоев населения через механизм политических партий, движений, профсоюзов и т. д.). Это сводит к минимуму возможные искажения воли разных групп населения при реализации политических решений, а также возможность злоупотреблений со стороны исполнительных органов власти. При этом особенно важен высокий уровень
гражданского правосознания населения, т. е. желание и способность бороться и отстаивать свои права и интересы.
Механизм принятия решений в открытой политической системе может быть представлен следующей схемой:
1) Механизм государства в открытой политической системе:
В качестве примера открытой политической системы можно привести современные западноевропейские государства.
2) Механизм государства в закрытой политической системе:
Блок        Блок
принятия решений    —>    реализации решений
(исполнительная    власть)    (исполнительная власть)        
Государственный контроль
В закрытой политической системе интересы и потребности населения либо полностью не учитываются государственными органами при принятии политических решений, либо учитываются, но в минимальной степени. Часто за них выдаются интересы и потребности правящей элиты. Соответственно и общественный контроль за реализацией политических решений отсутствует (или присутствует лишь его имитация). В качестве примера можно привести тоталитарные и (в меньшей степени) авторитарные государства.
Механизм принятия решений в закрытой политической системе выглядит следующим образом:
Центральное место в механизме государства занимают государственные органы. Под ними обычно понимают особые властные структуры, обладающие определенными законом полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействующие между собой.
Чаще всего государственные органы классифицируют по порядку их создания и характеру выполняемых действий. При этом выделяют законодательные (представительные), исполнительные и судебные органы.
По способу формирования органы государственной власти делятся на назначаемые и избираемые; по количественному составу - единоличные и коллегиальные. Если же за основу берется место, занимаемое данным органом в иерархии механизма публичной власти, то все органы власти подразделяются на центральные, региональные и местные.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты