Теории происхождения государства
В разные эпохи ученые по-разному пытались ответить на вопросы о возникновении государства и государственной власти, причинах возникновения и предназначении государства. Ответы на эти вопросы формулировались в рамках самых разнообразных теорий, зависящих как от уровня развития научной мысли, так и от действия тех или иных факторов, влиявших в разное время на формирование государственных институтов.
В настоящее время существует множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, ее цели, задачи и т. п. Во многом это объясняется, с одной стороны, сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления, с другой - наличием в обществе различных мировоззрений, взглядов и суждений различных групп, слоев, наций и других социальных общностей.
К основным теориям происхождения государства могут быть отнесены следующие:
Теологическая (божественная) теория. На протяжении всей истории существования человечества особая роль в вопросе о происхождении государства отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Но особенно широкое распространение данные идеи получили в средневековой Европе, в период полного господства католичества в духовной жизни общества. Основными представителями это теории были: Аврелий Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1223-1274 гг.). Есть сторонники этой теории и среди современных мусульманских теологов, и представителей католической церкви (неотомист Ж. Маритен).
Эта теория, объясняющая происхождение государства божественным промыслом, не раскрывает конкретных путей и способов реализации божественной воли. Она скорее отстаивает идею незыблемости, вечности государства, необходимости подчинения государственной воле как власти от Бога. В Средние века это дополнялось требованием зависимости самого государства от божественной воли (что в реальности выражалось в стремлении поставить светскую власть под контроль церкви).
Появление теологической теории на определенном этапе развития человеческого общества было обусловлено конкретными историческими фактами. Первые государства по определению принимали религиозные формы, ибо представляли собой правление жрецов. «Божественное» право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - общеобязательность.
Патриархальная теория, как и теологическая, возникла в глубокой древности. Ее основоположниками принято считать Конфуция (около 551 до н. э. - 479 до н. э.) и Аристотеля (384-322 г. до н. э.). Государство, по мнению этих мыслителей, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. Из нескольких семей складывается род или селение, а из селений или родов образуется государство. Соответственно власть отца, как главы семьи, постепенно распространяется на род, затем на государство.
Несмотря на то, что основные положения патриархальной теории не нашли научного подтверждения, взгляды на монарха как на «отца народа» (на Руси - «царя-батюшку») сохраняли свою популярность достаточно долго. Во второй половине XIX в. теорию, близкую к патриархальной, разделял представитель либерального народничества Н.К. Михайловский (1842-1904).
Органическая теория состоит в отождествлении биологического и социального начал в развитии общества, в приравнивании государства к живому организму и приписывании ему самостоятельной воли и сознания. Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развивались еще в трудах Платона (429-347 гг. до н. э.). Наибольшее развитие они, а вместе с ними и органическая теория, получили в трудах английского философа Г. Спенсера (1820-1923). В настоящее время органическая теория не пользуется популярностью, но ее отдельные положения вошли в состав реакционной расовой теории, которая в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства рассматривает деление общества по расовому признаку - на «высшие» расы, призванные господствовать, и «низшие», которые самой природой призваны находиться в подчинении у «высших» рас. Последняя теория использовалась в качестве идеологического обоснования и оправдания колониальной экспансии.
Достаточно известной в юридическом мире является психологическая теория, наиболее емко сформулированная в трудах французского правоведа и социолога Г. Тарда (18431904) и русского юриста Л.И. Петражицкого (1867-1931). Эта теория особое внимание обращает на роль и значение биологических и психологических факторов, определявших развитие общества, в том числе морали, права и государства. Предпосылками возникновения государства, по этой теории, служит психологическая потребность слабых подчиняться более сильным, перекладывать ответственность за принятие решений на других; те же, кто не боится ответственности, образуют правящее сословие или аппарат государственной власти.
Определенным достоинством данной теории является то, что она повышает роль правосознания в правовом регулировании общества. Но абсолютизация психологического фактора в ущерб остальным все же не позволяет считать эту теорию полностью убедительной.
Теория насилия сформировалась в XIX в. в Германии. Первый ее вариант - теория внутреннего насилия, сформулированная Е. Дюрингом (1833-1921). Согласно этой теории, государство возникло в результате насилия одной части общества над другой. Здесь государство трактуется как сила, выражающая общественные интересы и потому обладающая способностью и правом применять насилие по отношению к меньшей части общества, не желающей подчиняться воле большинства.
Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909) и представитель немецкой социал-демократии К. Каутский (1854-1938) явились авторами второго варианта теории - внешнего насилия. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимавший нужные законы.
Нет оснований отрицать роль насилия в догосударственный период, однако, как свидетельствует исторический опыт, процесс возникновения государства в гораздо большей степени обусловлен изменениями, происходящими внутри общества. Государство нельзя навязать какому-либо народу, если отсутствуют объективные внутренние предпосылки.
Классовая теория возникновения государства (называемая также экономической, историко-материалистической или, по имени одного из ее авторов, марксистской) является разновидностью теории насилия. Ее авторы - Л. Морган (1818-1881), К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ульянов (Ленин) (1870-1924) главные причины возникновения государства видели в появлении частной собственности на средства производства, что с неизбежностью приводило к расколу общества на классы с противоположными экономическими, а затем и политическими интересами. Государство, по мнению марксистов, представляет собой аппарат насилия, призванный держать в повиновении класс эксплуатируемых обеспечивать власть и привилегии класса эксплуататоров - собственников средств производства.
Классовая теория в социалистическую эпоху считалась единственно верной, как подлинно научная. Она достаточно убедительно определяет причины возникновения государства экономическими факторами. Однако абсолютизация данного фактора обедняет понимание государства, ибо игнорирует его общесоциальную роль, его регулятивные и социальные возможности и фунции. Опыт развития стран Запада показывает, что в условиях демократических режимов даже эксплуататорские государства со временем эволюционируют в государства, являющиеся инструментом выражения воли большинства, а не какой-то малочисленной группы.
Современный западный ученый К.А. Виттфогель (1896-1988) явился автором ирригационной (гидравлической) теории. Возникновение государства он связывал с необходимостью масштабного строительства ирригационных сооружений в странах Древнего Востока. Необходимость мобилизации огромных масс населения на строительство этих сооружений порождала потребность в деспотической монархии, опирающейся на жреческое и бюрократическое сословия, способных осуществить это методами физического и идеологического насилия.
Договорная, или естественно-правовая теория (теория общественного договора) рассматривает государство как результат добровольного соглашения людей. Отдельные положения этой теории высказывались еще в античности, но наиболее полное развитие она получила в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция (1583-1646), Д. Локка (1632-1704), Т. Гоббса (1588-1679), Д. Дидро (1713-1784), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Сторонником этой теории был и А.Н. Радищев (1749-1802).
Согласно этой теории в догосударственный период люди находились в «естественном» состоянии, понимаемом как свобода и равенство всех членов общества, некий «золотой век». Поэтому ее стержневой основой является идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или природы, - прав на жизнь, свободу, собственность, любую форму созидательного труда. Однако со временем права одних людей вступают в противоречие с правами других, возникает неравенство и неравноправие, воцаряется насилие. Это происходит от отсутствия власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Для защиты своих прав люди и заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.
Данная теория явилась теоретическим обоснованием народовластия как основы государственной власти и лежит в основе демократических политических режимов современности.
Уже этот краткий обзор показывает, что полностью раскрыть пути возникновения и природу государства в рамках какой-либо из перечисленных теорий вряд ли возможно. Совершенно очевидно, что причины возникновения государства вытекают из всей совокупности экономических, психологических, биосоциальных и иных закономерностей общественного развития. Возникновение государства - процесс длительный и многофакторый, а перечисленные теории, по существу, делают акцент на каком-то одном из факторов государ- ствообразования. Поэтому можно считать, что каждая из перечисленных теорий содержит в себе какое-то зерно истины.
Вопрос же о доминировании того или иного фактора в ходе формирования государств определяется спецификой исторических условий, в которых это происходило. Например, в возникновении самостоятельных государств на месте, скажем, бывших африканских колоний изначально доминировал элемент внешнего насилия со стороны стран-метрополий, экспортировавших в колонии свои способы правления в виде колониальной администрации. Формирование советской государственности всецело осуществлялось на базе классовой теории, считавшейся единственно верной. Образование США в 1776 г. можно трактовать как пример практической реализации идеи «общественного договора» (Континентальный Конгресс в Филадельфии, завершившийся подписанием Декларации Независимости), и т. д.
Изучение различных школ и направлений в вопросе о происхождении государства дает ключ к пониманию закономерностей его происхождения, позволяет правильно оценить его последующую эволюцию.