Сущность переходного периода
В настоящее время Россия и другие постсоциалистические страны переживают крайне непростой и болезненный период перехода от командно-административной к современной рыночной экономике. На достижение этой цели направлен ряд реформ, осуществленных (и осуществляемых) на протяжении последних 10-15 лет. Чрезмерно оптимистичные надежды на то, что этот переход может быть осуществлен быстро, в ходе радикальных преобразований, сменяется пониманием того, что подобная трансформация растянется на десятилетия. Так, в 1990 г. Григорий Явлинский и большая группа серьезных экономистов полагали, что основные преобразования можно провести за 500 дней. (В свет была выпущена даже одноименная программа.) В 1992 г. Егор Гайдар и тогдашнее российское правительство отвели на программу «шоковой терапии» 9 месяцев, а на весь процесс трансформации - 2 года. В 1996 г., на пятом году реформ, президент Ельцин просил у народа на завершение начатого еще 4 года - итого восемь лет. Но многие обществоведы уверены, что переходный период займет несколько десятилетий и будет завершен только со сменой поколений. Совершенно очевидно, что смена экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной систем в любой стране, а уж тем более в такой, как Россия, - процесс болезненный и длительный. В бывших социалистических странах еще долгое время будет существовать так называемая экономика переходного периода, представляющая собой смесь элементов старого и нового, т. е. рынка и централизованного директивного планирования.
Сложность подобного перехода усложняется и тем, что аналогов ему в человеческой истории попросту не существует. В частности, для него малопригодны рецепты замены традиционной экономики на рыночную, феодальных экономических отношений капиталистическими. Переходная экономика той эпохи, также сочетавшая в себе элементы «старого» и «нового», существенно отличалась от эпохи перехода от социализма к рынку, опирающейся на некоторые собственные законы.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х гг., не могли не затронуть сферу государственных финансов. Лабильность финансовой системы на всем протяжении периода реформ и ее негативные последствия свидетельствуют о значимости финансовых проблем в жизни государства.
В современных условиях Россия сталкивается, в частности, и с проблемами финансовой стабилизации. Теоретические разработки науки о государственных финансах не опережают, а часто идут вслед за финансовой практикой, что повышает вероятность ошибок и просчетов со стороны государства и негативно отражается на экономике страны.
Поэтому в настоящее время исключительно важно правильно оценивать финансовое положение страны, давать конкретные рекомендации по стабилизации экономики, снижению бюджетного дефицита и т. д. Успех мероприятий, направленных на достижение финансовой стабилизации, требует учета и исторических аспектов развития мировой и отечественной финансовой теории и практики.
Для осознания экономических законов, присущих нынешнему переходному периоду, необходимо прежде всего четкое представление о плюсах и минусах как командно-административной, так и рыночной экономики.