Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания
Уроки 42-44. Политическая система и политический режим
Цели и задачи:
1) познакомить с типологией политических систем, показать основные черты политических режимов;
2) развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать у учащихся отношение к политическим системам.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.
Ход уроков
I. Организационный момент
Одному мудрецу задали вопрос: «Какая разница между демократией и диктатурой?» На это мудрец, подумав, ответил: «Демократия - это когда народ открыто проявляет недовольство своим правительством. Диктатура - когда народ открыто проявляет недовольство чужим правительством».
Насколько правдива рассказанная история? Что такое политическая система и политический режим и какую роль они играют в нашем обществе? Порассуждаем на эту тему на уроке.
Тема урока: «Политическая система и политический режим»
План уроков обществознания в 11 классе
1. Политическая система: общая характеристика.
2. Политические системы диктаторского типа.
3. Политический режим.
II. Изучение нового материала
1. Политическая система: общая характеристика
Нам предстоит понять смысл термина «политическая система». Прежде всего, система должна быть целостна и обладать определенной структурой. Рассмотрите схему:
Современные американские ученые Д. Истон, К. Дойч и Г. Алмонд исследовали политическую систему как систему взаимодействий субъектов политического действия. В этом случае политическая система выступает в роли одной из подсистем общества, которая выполняет функции интеграции и приспособления к требованиям окружающей ее среды.
Данные отношения между политической системой и средой, по мнению Д. Истона, представлены в следующем виде:
Вход
Выход
• Требование к системе.
• Поддержка системы со стороны граждан.
На входе к системе предъявляют широкий спектр требований. Нельзя допускать перегрузок. Эту работу выполняют политические партии, общественные организации, государственные деятели.
Не менее важна поддержка народа
• Конкретные политические действия и решения. Оказывают воздействие на состояние самой внешней среды.
• Умение гибко и оперативно реагировать на новые требования - залог жизнеспособности системы в целом.
Неспособность дать адекватный ответ приводит к коллапсу системы
2. Политические системы диктаторского типа
Существует ряд типологизаций политических систем. Самое распространенное - разделение всех политических систем в соответствии с особенностями организации власти и управления. Их подразделяют:
• на демократические политические системы;
• системы диктаторского типа.
На ваших столах лежит таблица, на которой сравнивают системы диктаторского типа. Внимательно изучите их и материал пункта 2 § 15, ответьте на вопросы.
Системы диктаторского типа
Вопросы
1. Какие общие черты имеют диктаторские режимы?
2. На какие типы подразделяются авторитарные и тоталитарные системы?
3. Назовите и проанализируйте основные черты авторитарной политической системы.
4. В чем вы видите основные отличия тоталитаризма от деспотизма?
5. Назовите и проанализируйте основные черты тоталитарной политической системы.
6. В чем состоит уникальность тоталитарной политической системы?
7. Назовите отличительную черту тоталитаризма.
8. Какое место в системе тоталитаризма занимает идеология? Почему?
9. Назовите и обоснуйте решающее отличие тоталитарной системы от любой другой.
10. Какую роль играет партия в тоталитарной политической системе?
11. Как вы думаете, почему тоталитаризм и его коммунистические разновидности приобрели значительную популярность в мире? Мнение аргументируйте.