Уроки 97-98. Многообразие современного мира

Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания

Уроки 97-98. Многообразие современного мира


Цели и задачи:
1) познакомить с многообразием современного мира, его причинами и особенностями, показать причины успеха модернизации азиатских стран, уровень развития традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ;
2) развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать, заниматься исследовательской деятельностью; 3) формировать отношение к проблемам развития человечества, определить свое место в данном процессе.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.

Ход уроков
I. Организационный момент
В одном грустном и печальном мире жили-были человечки. Их постоянно подстерегали бедствия и несчастья. То на мир человечков обрушивались землетрясения и ураганы. То болезни истязали бедных человечков. То они убивали друг друга в бессмысленных войнах. Им случалось также умирать от голода и холода. Это был несчастный мир. Но человечки все равно надеялись на лучшее. Им казалось, что если они что-то изобретут или что-то сделают, то их мир изменится к лучшему. Они строили заводы и фабрики, развивали науку и технику, изобретали удивительные вещи и делали новые открытия. Но чем дольше существовал их мир, тем больше разочаровывались человечки. Они уже понимали, что открытия принесли им только более изощренное и смертельное оружие. Наука не только не избавила от болезней, но и изобрела новые. Технический прогресс добавил к природным бедствиям новые катастрофы: разбивались самолеты, тонули гигантские корабли, поезда сходили с рельс.
И человечки совсем отчаялись. Как будто их мир кто-то заколдовал, как будто на нем лежало проклятие. Они не могли, не умели жить в радости, любви и покое. Чем больше они стремились к благополучию, тем меньше его было.
Правда, особо упрямые не хотели замечать очевидного. И продолжали: кто копить богатство, кто рваться к власти, а кто-то продолжал воевать, надеясь, что эти ухищрения создадут им свой «счастливый и безопасный» мирок.
Но самые отчаянные решили найти ответ на вопрос: «Почему наш мир такой несчастный? Есть ли другая жизнь - без войн, бед и болезней, без смертей и страдания?» И они отправились в путь.
И человечки прошли весь свой мир, от начала и до конца. И еще раз убедились, что ни богатство, ни власть, ни слава, ни ученые степени не приносят в их мир ни покоя, ни счастья, ни радости. И они дошли до самого края мира человечков. И на краю они увидели мостик, который соединял их мир с неведомой территорией. Человечки перешли мостик и очутились на большой площадке. Эта площадка заканчивалась огромными воротами, на которых было написано: «Вход в Счастливый мир, где нет бед, болезней, войн и смерти, где вечно правят согласие, добро и любовь».
- Какое счастье!!! - закричали человечки. - Мы нашли то, что искали.. И устремились к воротам. Но вдруг перед ними возник огромный и суровый стражник и преградил человечкам путь.
- Вы не можете пройти в Счастливый мир, - сказал он.
- Но почему?!! - возмутились человечки.
- Потому, что эти двери открываются только силой желания - желания очутиться в Счастливом мире, - ответил стражник.
- Но у нас есть это желание!!! - закричали человечки.
- Нет, - возразил стражник. - Вы видите, какие огромные и тяжелые эти ворота. Ваши желания имеют слишком маленькую силу, для того чтобы открыть их. Надо, чтобы сюда пришли все человечки из вашего мира и все захотели очутиться в Мире согласия, добра и любви. Тогда общая сила вашего желания будет достаточной, чтобы ворота раскрылись. И тогда вы все сможете наслаждаться прекрасным Миром счастья.
- Но как нам убедить всех прийти сюда? - спросили поникшие человечки.
- Человечки в вашем мире живут в страданиях, страдания рождают недовольство, злобу и ненависть. И мир становится еще более несчастным. Отнеситесь к ним по-хорошему, с добром и любовью, - сказал стражник.
- Но мы не знаем точно, что такое добро и любовь, - ответили человечки.
- Один мудрец сказал: «Что ненавистно тебе, не делай другим». Держитесь этого правила и не ошибетесь. И когда среди всеобщей разобщенности, ненависти и страха они увидят такое отношение к себе, то непременно поверят вам и пойдут за вами. И когда приведете всех - врата раскроются. И Счастливый мир добра и любви примет всех человечков в свои объятия.
Но придут ли все человечки к воротам, за которыми их ждет Счастливый мир? Это зависит от каждого из нас, от взрослых и детей. Только мы можем помочь человечкам, чтобы остальные им поверили и пошли за ними. Если каждый из нас будет относиться к другому с добром и любовью. Если каждый из нас будет выполнять простое правило: «Что ненавистно тебе, не делай другим». И тогда человечки перейдут мостик, и ворота откроются. И грустный и печальный мир исчезнет. И останется только Мир счастья, добра и любви.
По М. Фатеевой
- Не правда ли, красивая философская сказка? В чем ее смысл?
Как будет жить и куда пойдет человечество, об этом мы поговорим на уроке.

Скачать обществознание поурочные разработки
Скачать обществознание поурочные разработки
 
 
Тема урока: «Многообразие современного мира»

План уроков
1. Единство мира в многообразии.
2. Азиатский прорыв.
3. Особенности традиционных обществ на современном этапе развития.
4. Индустриальные общества.
5. Достижения и противоречия постиндустриального общества.
II. Изучение нового материала


1. Единство мира в многообразии
- Как вы думаете, почему социальный мир столь многообразен? {Различия в природных условиях. Различия в среде обитания. Различия в исторической среде.)
Разбившись на три группы, проанализируйте, как эти факторы влияли на развитие человечества. .
Первая группа - приведите примеры, как окружающий природный мир диктовал особенности и приоритеты в хозяйственной деятельности людей, определите их образ жизни. При ответе учитывайте следующие факторы:
• климат;
• ландшафт;
• плодородие почвы.
Вторая группа - приведите примеры, как окружающий природный мир диктовал особенности и приоритеты в политической жизни общества.
Третья группа - приведите примеры, как историческая среда влияла на образ жизни общества.
Рабочий материал для первой группы
«Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство IX-X вв.... Но это центробежное действие речной сети сдерживалось другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовала государственному объединению страны» (S.O. Ключевский).
Презентация работы первой группы
Окружающий природный мир: предопределял способы обработки земли, приемы разведения скота; стимулировал производство тех или иных орудий труда; создавал предпосылки для торговли и т. д.
Презентация работы второй группы
Окружающий природный мир: создал «гидравлические цивилизации» с сильной государственной властью.
Презентация работы третьей группы
Историческая среда порождает особый тип ментальности, например у русских:
• самоотверженность, жертвенность;
• колебания между слабохарактерностью и героизмом;
• религиозность;
• широта души;
• любовь к воле и т. д.
- Хотя окружающий нас мир многообразен и уникален, ученые предлагают условное разделение мира на Запад и Восток. В наши дни преобладают западные институты и ценности над ценностями древних народов и цивилизаций. В чем это выражается? (Примерный ответ. Преобладание рыночной экономики; господство политических норм, ориентированных на демократические политические системы; приоритет западных культурных традиций; предпочтение внешних атрибутов западной цивилизации: в одежде, музыке, кино, языке и т. д.)
Куда двигается человечество? Ученые предполагают, что происходит постепенное формирование единой и при этом многообразной всепланетарной цивилизации. Рассмотрите схему и прокомментируйте ее.
- Что лежит в основе этого процесса? (По ходу ответов выстраивается схема.)
Всепланетарная цивилизация
Всепоглощающее расширение ареала западной цивилизации на новые регионы земного шара. Вестернизация    
Плодотворный синтез Запада и Востока.
Модернизация и адаптация культурных и политических традиций
2. Азиатский прорыв
В последние годы мы заговорили об азиатском прорыве, в котором наблюдают:
Корейское чудо, Японское чудо, Китайское чудо
На с. 374 учебника приведены статистические данные, свидетельствующие об успехах стран Восточной и Юго-Восточной Азии в последние годы. Изучите и проанализируйте их.
- В чем же причины азиатского прорыва? В чем причина конкурентоспособности этих народов на глобальном уровне?
Работая с текстом на с. 375-376 учебника, охарактеризуйте и проанализируйте восточноазиатские модели, определите их характерные черты и особенности.
Первая группа - модель Японии.
Вторая группа - модель Китая, Индии и др.
Презентация работы первой группы
 
Японская модель - модель некапиталистической рыночной экономики
Характерные черты и особенности:
• опирается на идею самоограничения личности;
• присутствует стремление контролировать желания личности, встраивать их в систему общественных и государственных интересов;
• остаются приоритетные ценности традиционных культур;
• гибкость и готовность принять иноземные элементы, если они рассматриваются как полезные для страны в целом или для усиления позиций правящего класса;
• органично интегрированы в структуру японского менталитета многие положения западной философии и мировоззрения;
• культурный плюрализм, но не идентичность Западу.
Презентация работы второй группы

Китайская модель - «прыжок тигра»
Характерные черты и особенности:
• превращение страны в один из полюсов мировой экономики;
• наличие проблем:
а) безработицы;
б) эмиграции;
в) дефицита ресурсов;
г) зависимости от внешних рынков сбыта своей продукции;
• модель конфуцианства: люди не меняют себя и свои собственные интересы вне рамок некоего «целого», большой или малой референтной группы - сословия, касты и т. д.;
• в культуре - взаимодействие и взаимообогащающий диалог. Таким образом, на основании услышанного мы можем сделать следующие выводы:
1. Отличия, специфика, уникальность не всегда означают отсталость от так называемых передовых цивилизаций и культур.
2. Происходит активный синтез местных и западных начал в экономике, политике и культуре.
3. Особенности традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ
Вспомните классификацию этапов развития общества, которой придерживаются многие ученые.
(По ходу ответов учеников выстраивается схема.)
Постиндустриальное общество
Индустриальное общество
Традиционное общество
Исследуйте, охарактеризуйте и проанализируйте состояние и развитие этапов развития общества. Представьте свою работу.
Первая группа - традиционное общество.
Вторая группа - индустриальное общество.
Третья группа - постиндустриальное общество. Презентация работы первой группы
1. Черты и особенности традиционного общества:
• взаимодействие с природой;
• преобладание аграрных обществ;
• активная роль государства в экономической жизни страны;
• устойчивость обычаев, традиций;
• преобладание предписанных моделей поведения;
• наличие разделения труда согласно сословной и кастовой иерархии;
• низкий уровень урбанизации и грамотности;
• взгляд в себя в религиозных воззрениях.
2. Современному этапу развития традиционного общества характерны:
• основная отрасль - сельское хозяйство;
• тесная связь с первым коллективом - родом, кастой, религиозной общиной;
• интеграция в мировую экономику, в быт, культуру.
3. Взгляд на традиционное общество в 50-60-е гг. XX в.:
• традиционное общество - косное, не способное к инновациям;
• конфуцианство - помеха в модернизации и ускоренного экономического развития.
4. 1980-е гг. - изменение взглядов:
• традиционные ценности способны создавать ценностномотивационную основу для осуществления успешной модернизации;
• социально-экономическая трансформация.
Презентация работы второй группы
1. Сторонники концепции индустриального общества исходят в своих теоретических построениях из тезиса о том, что самые значительные исторические изменения в мире связаны с переходом от традиционного аграрного общества к современному индустриальному.
2. Процесс перехода - явление прогрессивное.
3. Индустриальное общество - это:
а) универсальный образец возрастания социальной мобильности;
б) средство расширения и раскрепощения человеческих возможностей;
в) средство повышения общественного благосостояния.
4. Международное сообщество высококонкурентно, поэтому ряд стран идут по догоняющему пути развития. Это реальная возможность наверстать упущенное.
5. Последствия быстрого развития индустриального общества:
• ликвидация сословных перегородок и привилегий;
• открылись возможности для улучшения материальных условий жизни людей;
• но мощный кризис 1970-х гг. заставил искать новые пути развития обществ, созданы предпосылки для перехода к новому этапу - постиндустриальному обществу.
Презентация работы третьей группы
1. Характерные черты постиндустриального общества:
• решающее значение имеют информационные технологии;
• знания превращаются в самостоятельную отрасль экономики;
• происходит реальная децентрализация;
• идет процесс деурбанизации;
• происходит индивидуализация товаров и услуг;
• на смену массовому производству приходит гибкое мелкосерийное производство продукции;
• повышается уровень горизонтальной мобильности индивидов.
2. В социальной сфере:
• исчезают, размываются границы благодаря всеобщему доступу к знаниям;
• собственность как критерий социальной стратификации утрачивает свое значение, уступая место знаниям, уровню образованности.
3. В политической области:
• плюрализм;
• демократия;
• повышение эффективности работы государственных институтов и структур.
4. Проблемы и противоречия постиндустриального общества:
• информационное общество - «духовный водоворот»;
• утрата согласия;
• неспособность прийти к единому стандарту поведения, общим правилам, языку;
• резкий рост числа субкультур;
• увеличение опасности возникновения социальных конфликтов.
III. Итог уроков
Известный западный философ И. Берлин писал: «Если возникает общество, в котором люди не являются продуктом определенной культуры, не имеют родственников и близких... и не имеют родственного языка, то возникает угроза засухи и исчезновения всего того, что делает человека человеком».
- Согласны ли вы с подобным утверждением?
- Многие технооптимисты утверждают, что развитие техники и технологии неизбежно приведет человечество к процветанию. Что вы думаете об этом?
- В последнее время много говорится о единстве человечества и одновременно - о его неоднородности, разнообразии. Нет ли здесь противоречия? Аргументируйте свой ответ.
- В иностранной литературе Россия нередко приводится в качестве примера жесткой унификации и единообразия. Согласитесь ли вы с подобной трактовкой? Обоснуйте свою точку зрения.
Домашнее задание
Выучите § 36, выполните задания
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты