Урок 28. Добро и зло
Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи добра и зла в обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гуманизм, мораль, этика, добро, зло, совесть), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что такое мораль»?
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 59 и 60
КАРТОЧКА № 59
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как соотносятся понятия нравственность и мораль?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Каково происхождение слов этика, мораль, нравственность?
- Почему возникают споры о понятиях «нравственность» и «мораль»?
- Какие точки зрения на соотношение морали нравственности существуют?
- Почему некоторые ученые выделяют добрую и злую нравственность? Приведите примеры.
- Почему не бывает людей только с доброй или только злой нравственностью?
- С чего начинается мораль?
- Когда были заложены основные принципы морали?
- Чему учит «золотое правило морали»?
- Какая наука изучает мораль, учит разбираться в ней?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 60
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- В чем состоит смысл высших моральных ценностей и идеалов?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Какой смысл имеет философская притча о дровосеке?
- Почему на каждого человека ложится ответственность за его поступки?
- Что значит быть ответственным человеком?
- Почему нельзя дать окончательные вопросы на вечные вопросы морали?
- Какие ценности называются моральными?
- Что представляет собой моральный идеал?
- Почему многие человеческие ценности и идеалы меняются в ходе исторического развития, а некоторые остаются неизменными?
- Что такое «категорический императив морали»?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
- Подберите слова-антонимы: мораль - ., нравственность - ., правда - ., добро - ... .
ВАРИАНТ В
- Решите тест.
1. Какое из слов по смыслу означает характер?
а) этос; б) мораль;
в) нрав; г) все выше перечисленные.
2. Что начинается там, где один человек заботится о другом?
а) безнравственность; б) религия;
в) мораль; г) императив.
3. В Нагорной проповеди провозгласил свои заповеди:
а) Моисей; в) Конфуций;
б) Христос; г) Кант.
б) мораль; г) притча.
4. Короткий мудрый рассказ:
а) заповедь;
в) наказ;
5. Христианский идеал морали призывает преодолевать вражду через:
а) применение силы;
в) милосердие;
б) философский спор;
г) проповедь.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 59 и № 60, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Особые слова.
2. Добро.
3. Зло.
4. Критерий морального поведения.
Задача для учащихся: выяснить, какой меркой мерить добро и зло. Почему очень трудно всегда быть добрым?
При изучении данной темы учитель может выбрать один из вариантов:
ВАРИАНТ А
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
(учебник 1 (с. 329-332), или учебник 2 (с. 138)) и дополнительным материалом
Задание для учащихся: подготовиться к дискуссии по теме урока. Докажите, что все различные значения понятия «добро» очень близки. Докажите, что «зло» многолико и коварно.
Дополнительный материал
Добро и зло - морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенной классовой позиции. Под добром понимается то, что общество (данный класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований добра и зла. Идеализм усматривает их в божественной воле или абсолютном духе. Согласно этической теории Канта, добро является тем, что соответствует проявлениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и не зависящего от условий, в которых живет человек (категорический императив). Представители домарксовского материализма чаще всего находили источник добра и зла в абстрактной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (гедонизм, эвдемонизм). Даже те из них, кто связывал нравственность с условиями жизни и воспитанием человека, объявляли представления о добре и зле вечными и неизменными. Фактически же под «внеисторической человеческой природой» всегда скрывались социально обусловленные черты, свойственные представителям определенной социальной общности. Поэтому в обосновании добра и зла, по существу, каждый мыслитель отстаивал нравственную позицию того или иного класса. Для современной буржуазной этики наиболее характерны, с одной стороны, попытки представить господствующие в официальной морали капиталистического общества представления о добре и зле как истинные и вечные, с другой, отрицание объективных критериев добра и зла. Научное обоснование понятий добра и зла впервые дано в марксистской этике. «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». (Маркс К., Энгельс Ф. Т.20. С. 94). Но изменения эти не являются результатами произвола, не зависят лишь от мнения субъекта. Их источник коренится в условиях жизни общества, и в силу этого они носят объективный характер. Поступки людей должны быть оценены как добро и зло соответственно тому, способствуют они или препятствуют удовлетворению исторических потребностей общества в целом, т. е. интересам прогрессивного класса, выражающего эти потребности. В коммунистической морали представления о добре и зле выражаются через совокупность конкретных нравственных требований, определяющих нормы такого поведения людей, которое активно способствует освобождению трудящихся от эксплуатации, успешному строительству социализма и коммунизма, делу мира и социального прогресса. [28, с. 205-206]
2. Дискуссия по данной теме с использованием сообщений учащихся
ВАРИАНТ Б
1. Рассказ учителя о добре и зле (в объеме учебника)
Задание для учащихся: выяснить, что включает в себя понятие «добро», а что понятие «зло». Каковы критерии морального поведения?
В тетради должен быть сделан вывод: главный критерий морального поведения - гуманизм.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала (см. выше)
Задание для учащихся: приведи примеры злых и добрых поступков. В каких литературных произведениях автор обращается к теме добра и зла?
3. Самостоятельная работа с биографией Л.Н. Толстого
Задание для учащихся: может ли жизнь человека служить образцом борьбы за торжество добра?
IV. Закрепление изученного на уроке
- Каковы нормы морального поведения?
- Какие значения имеет понятие «добро»?
- Может ли добро быть с кулаками?
- Почему человек, совершивший плохой поступок пытается оправдать его добрыми намерениями?
- Почему трудно всегда быть добрым?
V. Подведение итогов урока
- Какой меркой мерить добро и зло?
- Почему очень трудно всегда быть добрым?
Домашнее задание
1. Прочитать § 50 учебника 1 (с. 180-182) или § 17-18 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Что такое добро?
- Что такое зло?
3. Выполнить в тетради задания 4 и 7 на с. 333, учебник 1.
Дополнительный материал
Толстой Лев Николаевич
Лев Николаевич Толстой был потомком двух старинных российских родов, по матери - князей Волконских, по отцу - графов Толстых. Детство писателя прошло в родовом имении Ясная Поляна, а с 1844 г. Лев учился в Казанском университете, но не закончил курса, потому что решил, что самообразование поможет ему больше, чем казенные науки.
Вернувшись в Ясную Поляну, Толстой решил заняться литературной деятельностью и начал писать повесть «Детство». Скоро он прервал свою работу над ней и по примеру старшего брата отправился на Кавказ, в действующую армию, где принял участие в Крымской войне (1853-1856). Впечатления тех лет отразились в знаменитых «Севастопольских рассказах».
Повесть «Детство» стала началом размышлений Толстого о новом человеке. Он задумал написать книги под общим названием «Четыре эпохи развития». Вначале появились «Детство», «Отрочество», «Юность», а в конце жизни - «Воспоминания писателя». Главный герой трилогии Николенька Иртеньев, однако, не стал идеальным героем, в его образе отразились типичные черты поколения Толстого.
Повести «Детство» и «Отрочество» были сразу отмечены критикой как весьма удачный дебют юного автора, а Чернышевский в своей рецензии признал, что Толстой открыл «диалектику души», особые приемы изображения внутреннего мира личности. В дальнейшем многие писатели использовали эти приемы для изображения человека в конкретных обстоятельствах и для передачи его внутреннего мира.
Осенью 1856 г. Толстой выходит в отставку и полностью посвящает себя литературе. В 1862 г. он женится на дочери московского городского врача Софье Андреевне Берс, которая становится не только матерью его 14 детей, но и верным спутником всей жизни. Так, известно, что один из романов Толстого - «Анна Каренина» - Софья Андреевна переписывала 7 раз.
С 1863 г. Толстой начинает работу над одним из крупнейших своих произведений - романом «Война и мир». В нем он не только дает широкую панораму русской действительности первой трети XIX в., но и ставит проблемы общечеловеческого значения - служения своей Родине, деятельного добра. В этом коренное отличие героев Толстого от тех «лишних людей», которыми увлекся, например, его современник Тургенев.
Работа над этим романом превратилась в настоящее исследование. Для воссоздания картины Отечественной войны 1812 г. Толстой привлекает более двух сотен различных архивных документов и воспоминаний ее участников.
Поражает и количество действующих лиц романа: их более 600, все они наделены индивидуальными характеристиками и проживают в произведении свою собственную жизнь.
Следующий роман - «Анна Каренина» - был посвящен семейным проблемам. Однако его никак нельзя назвать камерным, поскольку в нем также затрагивалась проблема общечеловеческого характера - положение женщине в обществе. На примере своей героини Толстой пытается ответить на вопрос, является ли женщина личностью или только хранительницей домашнего очага.
В конце 70-х - начале 80-х годов он переживает глубокий нравственный кризис, меняются его взгляды на жизнь. Писатель стремится жить как обычный человек среднего достатка, который зарабатывает себе на пропитание тяжким трудом. В то же время он говорит о непротивлении злу насилием, о необходимости нравственного самосовершенствования. Если человек будет стремиться к этому, тогда, по мнению Толстого, мир вокруг него изменится. Заметим, что под влиянием писателя находились очень многие его современники, увлечение толстовством переживали, например, такие художники начала XX в., как Бунин и Горький.
Постепенно от крупных произведений Толстой переходит к созданию небольших повестей - «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», в которых соединяет глубочайший психологизм с обличением современной ему действительности.
Тогда же он пишет и первое драматическое произведение - комедию «Плоды просвещения», поставленную критиками в один ряд с «Горем от ума» и «Ревизором».
В конце 80-х годов Толстой вновь обращается к крупной эпической форме, создав роман «Воскресенье» - своеобразную реплику на роман французского писателя Прево «Манон Леско» о судьбе продажной женщины. Роман поразил современников и практически сразу же был переведен на многие европейские языки.
Подобный успех объяснялся не только остротой темы, но и полной трансформацией писателя в образ женщины для передачи самых глубоких ее психологических переживаний. Русская церковь по-своему выразила свое отношение к роману и к взглядам Толстого, предав его анафеме и отлучив от церкви.
В начале ХХ в. он остается в ряду самых известных русских писателей. Поражает творческий диапазон его сочинений - появляется рассказ «После бала», повесть «Хаджи Мурат», публицистика, воспоминания, драматургия. Молодые писатели считают за честь быть представленными великому художнику. День смерти Толстого становится днем национального траура.
Еще при жизни он стал великим русским писателем, которого узнал весь мир. До сих пор его произведения являются любимым чтением всех образованных людей мира. [31, с. 1424]
|