Урок 29. Долг и совесть

Урок 29. Долг и совесть

Цели: подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; способствовать воспитанию у учащихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, совесть, моральный долг, общественный долг), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Добро и зло»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 61 и 62
КАРТОЧКА № 61
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Что такое добро?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Чему посвящена драма М.Ю. Лермонтова «Испанцы»?
- Как оценить поступок влюбленного юноши? Почему одни восхищаются им, а другие осуждают?
- Что мы считаем добром?
- Когда можно чувствовать себя по-настоящему счастливым человеком с точки зрения морали?
- Кого мы считаем по настоящему добрым человеком?
- Почему полезные для себя вещи человек называет добром?
- Как определить полезность своих поступков для людей? Почему, прежде чем совершить поступок, нужно задуматься о его последствиях?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 62
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Что такое зло?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что люди обобщают в понятии «зло»?
- Какие отрицательные явления наиболее распространены в современном обществе?
- Что в обществе считается злом большим, а что злом малым?
- Почему зло очень многолико?
- Почему зло часто прикрывается маской добра?
- Что является критерием морального поведения?
- С какой точки зрения надо оценивать человека и его дела?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Объясните понятия: социальные нормы, моральный выбор, моральный контроль. (Нормы социальные - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральный выбор - ориентирование на общечеловеческие, абсолютные, нравственные ценности и идеалы. Моральный контроль - совесть человека.)
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе Дополнительный материал
В одной старинной китайской притче рассказывается о юноше, который пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
- Умеешь ли ты лгать? - спросил его мудрец.
- Конечно нет!
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет.
- Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав не делай! [61, с. 199]
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 61 и 62, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое долг?
2. Долг общественный и долг моральный.
3. Совесть.
Задача для учащихся: выяснить, почему наша жизнь - это выполнение долга. В чем тайна совести?
1. Знакомство учащихся с новыми терминами.
Учебник 1 (с. 334-337). См. пункт «оформление доски».
Вариант ответа в тетради:
Долг связывает человека с обществом. Человек приобретает тем самым объективные обязанности и ответственность.
Объективные обязанности - независимые от нашего желания. Пример объективных обязанностей - общественный долг.
Моральный долг - это, когда человек сознательно предъявляет себе моральные требования.
Совесть - это личное глубокое осознание своего долга и ответственности.
2. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом
Задание для учащихся: можно ли сказать, что работа спасателей - это соединение двух сторон долга, моральной и общественной?
Дополнительный материал
Шойгу Сергей Кужугетович
Хотя стремительная карьера Сергея Шойгу развивалась во многом благодаря связям его отца, все единодушно отмечают и несомненный организаторский талант сына. Недаром при всех переменах он практически единственный сохраняет свой пост в правительстве. Вот почему по отношению к нему можно перефразировать старую поговорку: министры приходят и уходят, а Шойгу остается.
К моменту рождения сына Шойгу-старший был заместителем председателя Совета министров Тувинской АССР. Мать Сергея, русская по национальности, всю жизнь проработала учительницей в средней школе.
В 1977 г. Шойгу закончил Красноярский политехнический институт и с дипломом строителя пришел работать в красноярский трест «Промхимстрой». Там за 3 года он прошел путь от рядового инженера до главного мастера треста.
В конце 1979 г. Шойгу переезжает к родителям в город Кызыл, где тоже некоторое время работает строителем. Потом он уезжает на строительство Саянского металлургического комбината, а после его завершения отправляется строить Саяно-Шушенскую ГЭС.
Именно там Шойгу вместе с группой молодых строителей впервые в отрасли создал небольшой спасательной отряд. Вначале они работали на самых напряженных местах строительства, а затем начали вылетать в районы стихийных бедствий, в разные концы Красноярского края.
Проработав на строительных площадках 10 лет, Шойгу по совету отца переходит на партийную работу: ведь в те годы это был единственный путь сделать себе карьеру.
Свое восхождение он начинает с должности второго секретаря Абаканского городского комитета партии. В 1989 г. его назначают инспектором отдела промышленности Красноярского краевого комитета партии. Но Шойгу не забывает и свой спасательный отряд, он добивается, чтобы его перевели в подчинение крайкома.
Пропагандируя свои идеи, Шойгу публикует несколько статей в центральных изданиях, где впервые обосновывает необходимость создания специального корпуса спасателей. Хотя в период застоя эти идеи казались ненужными, на автора все-таки обратили внимание, и он получает назначение в Москву.
Осенью 1990 г. Шойгу становится заместителем председателя Государственного комитета РСФСР по архитектуре и строительству, а также членом правительства И. Силаева. Новые власти уже по- другому воспринимают идеи Шойгу, и в 1991 г. он организует Российский корпус спасателей, который становится основой Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям, образованного по указу Б. Ельцина сразу после августовских событий 1991 г.
Шойгу объединяет в составе корпуса лучших специалистов своего дела, и после нескольких успешных операций его комитет объединяется со службами гражданской обороны. Тогда и возникает общий орган по борьбе с чрезвычайными ситуациями и последствиями стихийных бедствий.
Специалисты подсчитали, что создание даже такого дорогостоящего ведомства, как МЧС, стоит все-таки намного меньше, чем программы по реконструкции железных дорог, газо- и нефтепроводов, безопасных промышленных сооружений. Да и министерство по чрезвычайным ситуациям буквально с первых же месяцев включилось в дело и прекрасно проявило себя.
В сентябре 1991 г. саперы из МЧС предотвратили серьезнейшую катастрофу на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе. С помощью направленного взрыва они настолько искусно разрушили надломившуюся трубу, что даже не понадобилось останавливать производственный процесс. Операция была включена в Книгу рекордов Гиннесса.
По инициативе Шойгу МЧС получает собственную авиацию и транспортные формирования. Огромную помощь энергичному руководителю оказывают военные специалисты, которые перешли в МЧС из министерства обороны.
Благодаря их высокому профессионализму российские спасатели быстро завоевали уважение не только в России, но и в других странах, в частности, во время ликвидации последствий землетрясения в Афганистане. До сих пор министерство по чрезвычайным ситуациям является лучшим силовым ведомством страны.
Немалая заслуга в этом и самого министра. Он всегда оказывается на месте происшествий с первыми же отрядами спасателей и считает это своим долгом.
В октябре 1993 г. Сергею Шойгу предлагали место депутата Государственной Думы от блока «Выбор России», но он отказался, мотивируя это тем, что возглавляемое им министерство не имеет права втягиваться в политику.
«Самое главное для нас - жизнь человека, - заявляет Шойгу. - Право на спасение, на нашу помощь имеет каждый, вне зависимости от национальности, вероисповедания или цвета кожи». Однако С. Шойгу все-таки оказался востребованным в политике. В 1999 г. он стал лидером движения «Единство», которое образовало влиятельную фракцию в Госдуме.
В 1995 г. отряды МЧС России помогали японцам ликвидировать последствия землетрясения в городе Кобэ. Когда местные специалисты увидели работу россиян, они признали, что даже у них нет ничего подобного. Между тем спасательная служба появилась в Японии раньше, чем в других странах мира.
Сейчас Шойгу занят созданием международных спасательных сил. Первый шаг он сделал еще в сентябре 1996 г., когда был избран президентом международной организации гражданской обороны. Шойгу считает, что в крупных географических регионах, таких, например, как Балтийское или Черное море, должны быть созданы международные спасательные службы. Последствия техногенных катастроф могут быть настолько разрушительными, что только согласованные усилия многих стран приведут к ликвидации их последствий быстрее, чем они причинят необратимый вред окружающей среде.
В начале 1998 г. подобная организация была создана на Черном море. В нее вошли спасательные формирования всех причерноморских государств. Шойгу надеется на создание подобных органов на Балтийском море, а также на Дальнем Востоке. Уже подписано соглашение о сотрудничестве с 37 странами. Он добился приема МЧС России во все международные организации подобного профиля.
Сам Шойгу постоянно поддерживает спортивную форму. Он хорошо плавает, прыгает на лыжах с трамплина, любит играть в футбол, в большой теннис. Общению с людьми способствует и его коммуникабельность. Еще со студенческих времен он поет под гитару.
Правда, встречаться с друзьями приходится редко: Шойгу чаще бывает в горячих точках, где не до песен. Оттого и дома он бывает редко, но его жена, социолог по профессии, и две дочери-школьницы знают, что свой отпуск он обязательно проведет с ними. [31, с. 1604-1605]
3. Беседа по прочитанному тексту
4. Изучение последнего пункта плана (совесть)
Учитель может выбрать один из вариантов рассказа: рассказ о судьбе Януша Корчака (в объеме учебника) или рассказ об Альберте Швейцере (с использованием дополнительного материала).
Задание для учащихся: какую роль играет внутренний контроль за поступками человека? Приведите свои примеры осознанных поступков людей.
IV. Закрепление изученного на уроке
- Что такое долг?
- Какие стороны существуют у долга?
- Что такое общественный долг?
- Как связаны моральный долг и дисциплина?
- Как контролируется исполнение долга человеком?
V. Подведение итогов урока
- Почему наша жизнь - это выполнение долга?
- В чем тайна совести?
Домашнее задание
1. Прочитать § 51 учебника 1 (с. 180-182) или § 17-18 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Что такое долг?
- Почему человек к общественному долгу должен относиться как к долгу моральному?
- Почему совесть свидетельствует о моральных качествах человека?
3. Выполнить в тетради задания 1 и 4 на с. 340-341 учебника 1.
Дополнительный материал
Швейцер, Альберт (1875-1965), теолог, философ, музыкант и врач. Родился 14 января 1875 г. в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 г. поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В. Виндельбан- да. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т. е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902 г. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С. Баха и Р. Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 г. был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 г. возглавил фонд Св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гете, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд «И.С. Бах - музыкант и поэт» (1905), в 1908 г. вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием «Иоганн Себастьян Бах». Эта книга, а также «История исследования жизни Иисуса» принесли ему широкую известность.
В автобиографии, вышедшей в 1931 г., Швейцер писал: «Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до 30 лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира - такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С. Баха и органостроения. Тем не менее он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905-1912), Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации - «Психиатрическая оценка личности Иисуса») и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 г. ему удалось создать больницу в селении Ламбарене на реке Ого- ве во французской колонии Французская Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго, впоследствии - Республика Габон).
Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 г. - после перехода Эльзаса - Лотарингии в состав французского государства - Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 г. вышла начатая еще в Габоне книга «Культура и этика», в которой мыслитель высказал главную свою идею.
Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними».
Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стала швей- церовская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа больница. Швейцер писал: «Я - жизнь, которая хочет жить в гуще других жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его духовный акт. в ходе которого человек перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом - уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».
Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, - «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры» (1923); «Мистика апостола Павла» (1930); автобиография Швейцера «Из моей жизни и моих мыслей» (1931); «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (1935).
Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример - не просто лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 г. мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 г. была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».
В июле 1927 г. Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гетевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителю. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948 г., пробыв в Ламбарене 10 долгих лет. В 1949 г. по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью - его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 г. Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 г., на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 г. выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 г. навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.
Умер Швейцер в Ламбарене 4 сентября 1965 г.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты