Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

Урок 30. Роль морали в жизни человека и общества

Урок 30. Роль морали в жизни человека и общества

Цели: подвести учащихся к пониманию воспитательной роли морали, ее регулирующей функции в жизни общества; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, аргументированно излагать собственную точку зрения; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (личность, мораль, общественное мнение, духовные убеждения личности, совесть), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Долг и совесть»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 63-65
КАРТОЧКА № 63
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Что такое долг?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Какие примеры истории учат нас соблюдать свои обязанности?
- Что происходит, когда кто-либо не выполняет свой служебный долг?
- Почему соблюдение своих обязанностей является важнейшим моральным долгом человека?
- Что такое объективные обязанности? Когда они возникают?
- Как формируется чувство долга у человека?
- Какие обязанности существуют у ученика старших классов?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 64
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему человек к общественному долгу должен относиться как к долгу моральному?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Почему наука предлагает различать в долге две стороны?
- Что входит в понятие общественного долга?
- Почему общественные обязанности регулируются правом, законами?
- Какие черты характера необходимы человеку для выполнения морального долга?
- Из каких принципов складывается моральный долг?
- Кто определяет требования, составляющие моральный долг?
- Легко ли человеку соблюдать нравственные принципы, моральные нормы?
- С какими чертами характера приходится бороться человеку, выполняя свои обязанности перед обществом и государством?
- Приведите пример людей, стойко и осознано выполняющих свой моральный долг.
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 65
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему совесть свидетельствует о моральных качествах человека?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Как контролируется исполнение человеком своего морального долга?
- Какой подвиг совершил Янош Корчак?
- Почему Янош Корчак пошел на смерть вместе со своими воспитанниками?
- Можно ли считать самопожертвование учителя его общественным долгом?
- Что такое совесть?
- Что ждет человека, который совершил поступок, противоречащий его совести?
- Откуда у человека совесть?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
- Подберите пары:
1. Общественный долг
2. Моральный долг
3. Внешний контроль
4. Внутренний контроль
A. Объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять
Б. Совесть
B. Внутренние побуждения человека Г. Общественное мнение
(1-А, 2-В, 3-Г, 4-Б.)
ВАРИАНТ В
- Как вы понимаете приведенные ниже афоризмы?
• Долг - это уважение к праву другого (И. Кант).
• Наш долг - это право, которое другие имеют на нас (Ф. Ницше).
• Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом (Л. Толстой).
• Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность (Гельвеций).
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 63-65, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Мораль ставит оценки.
2. Мораль регулирует деятельность людей.
3. Человек не раб обстоятельств.
4. Духовные убеждения личности.
5. Воспитательная роль морали.
Задача для учащихся: выяснить, как мораль регулирует деятельность людей. На что опираются духовные убеждения? В чем воспитательная роль морали?
1. Работа по карточкам
Каждая группа получает карточку-задание и дополнительную литературу.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Мораль ставит оценки
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• учебник 1 § 52 (с. 342) или учебник 2 (с. 141-142).
• И.С. Тургенев «Порог».
Подготовьте небольшое выступление по теме «Каков смысл фразы «мораль ставит оценки?».
Порог
Сон
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- Знаю, - отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?
- Да. и от них.
- Хорошо. Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто. никто не будет даже знать, чью память почтить!..
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову.
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! - проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - пронеслось откуда-то в ответ. [50, с. 324]
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2 Мораль регулирует деятельность людей
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• учебник 1 § 52 (с. 342-343) или учебник 2 (с. 141-142).
• И.С. Тургенев «Порог».
Подготовьте небольшое выступление по теме «Как мораль регулирует деятельность людей?».
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Человек не раб обстоятельств
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• учебник 1 § 52 (с. 343) или учебник 2 (с. 141-142).
• И.С. Тургенев «Порог».
Подготовьте небольшое выступление по теме «Может ли человек повлиять на общественное мнение?».
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Духовные убеждения личности
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• учебник 1 § 52 (с. 344) или учебник 2 (с. 141-142).
• И.С. Тургенев «Порог».
Подготовьте небольшое выступление по теме «Где человек берет силы, когда выступает против устаревшего общественного мнения?».
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5 Воспитательная роль морали
Внимательно изучите литературу, фрагменты дополнительного материала, которые указаны ниже (распределите между собой работу над материалом):
• учебник 1 § 52 (с. 344-345) или учебник 2 (с. 141-142).
• И.С. Тургенев «Порог».
Подготовьте небольшое выступление по теме «В чем смысл морального воспитания человека?».
2. Выступление групп
IV. Закрепление изученного на уроке
- Что такое мораль?
- Какими способами регулируется поведение человека?
- Почему у морали нет своих чиновников?
- Должен ли человек противостоять общественному мнению?
- Как доказать, что человек не раб обстоятельств?
- Перечислите моральные идеалы, стоящие перед человеком.
V. Подведение итогов урока
- Как мораль регулирует деятельность людей?
- На что опираются духовные убеждения?
- В чем воспитательная роль морали?
Домашнее задание
1. Прочитать § 52 учебника 1 (с. 180-182) или учебник 2 (с. 141-142).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Как мораль регулирует деятельность людей?
- Докажите, что человек не раб обстоятельств?
- В чем состоит воспитательная роль морали?
3. Выполните в тетради задание 3 на с. 345 учебника 1.
Дополнительный материал
Конфуций «Лунь юй»
Для всего мира Конфуций - почти что символ Китая, для самих китайцев - больше чем символ. Неспроста во времена пресловутой «культурной революции» с Конфуцием боролись, как с живым врагом, не колеблясь вовлекали многомиллионные массы в изнурительную (и надо добавить - абсолютно безрезультатную) кампанию по разоблачению «чуждого элемента» и истерично призывали «разбить собачьи головы» тех, кого заподозрили в симпатиях к великому соотечественнику. Действительно, Конфуций - тогда, сейчас и всегда - олицетворял незыблемость устоев Поднебесной и менталитета ее подданных, независимо от того, какие силы и люди находились у власти.
Конфуций учил и служил, проповедовал и скитался, предпочитая (как впоследствии Сократ у эллинов) устное слово письменному. После смерти Учителя его ученики собрали и систематизировали все сколь мало-мальски известные высказывания. В итоге получилась ставшая сразу же канонической священная книга «Лунь юй («Суждения и беседы») один из величайших и известнейших памятников человеческой мысли. Величие его - в простоте. Пять понятных всем и каждому принципов: 1) мудрость; 2) гуманность; 3) верность; 4) почитание старших; 5) мужество. На их основе выстраивается логически безупречная система идей, призванных упорядочить общественную жизнь, связать воедино интересы государства и личности.
Что необходимо для достижения всеобщего блага? - Процветание государства. Что необходимо для процветания государства? - Благосостояние народа. Что необходимо для благосостояния народа? - Благоустройство в семье. Что необходимо для благоустройства в семье? - Умиротворение сердца, успокоение самого себя. Достижение подобного идеала вполне возможно, если только не изменять правдивости и постоянно стремиться к высшей премудрости.
Этические взгляды Конфуция опираются на естественное стремление человека к счастью. Такой подход в поисках первофундамента нравственности присущ многим философским учениям Запада и Востока. Конфуций в этом не оригинален. Он лишь внес специфический «китайский аромат» в копилку общечеловеческих ценностей.
Нравственные принципы вытекают из всей сути учения Конфуция. Само же учение, как оно формулируется в классическом каноне «Лунь юй», представляет собой собрание кратких (по преимуществу) изречений и лаконичных диалогов с учениками, распределенных на 20 небольших глав. Каждая из них распадается на ряд самостоятельных эпизодов, связанных с тем или иным высказыванием Конфуция. В этом случае обязателен зачин: «Учитель говорил (сказал)»:
Учитель говорил:
- Нерадостно ль учиться и постоянно добиваться совершенства? И не приятно ли, когда друзья приходят издалека? Не тот ли благороден муж, кто не досадует, что неизвестен людям?
Учитель сказал:
- Правитель, положившийся на добродетель, напоминает северную полярную звезду, которая замерла на своем месте средь сонма обращенных к ней созвездий.
В обычной практике изложения конфуцианских идей приведенные рефрены опускаются. Зато каждое изречение, каждая фраза, каждое слово подвергается разностороннему толкованию и выявлению содержащейся в них многозначности - сообразно с подходом самого Конфуция:
Три сотни песен заключены в одной строке, гласящей:
«Его мысль не уклоняется».
Есть такое философское понятие - «абстрактный гуманизм», когда о человеколюбии рассуждают вообще, как правило, высокопарно и без всякой практической направленности. Гуманизм Конфуция не имеет ничего общего с подобным идеологическим и теоретическим фантомом - он конкретен, обращен к живым людям - его современникам, а от них через головы многих поколений - к нам с вами:
- Прекрасно там, где человечность. Как может умный человек, имея выбор, в ее краях не поселиться?
- Лишенный человечности не может долго оставаться в бедности, не может постоянно пребывать в благополучии. Кто человечен, тому человечность доставляет удовольствие, а умному она приносит пользу.
- Лишь тот, кто человечен, умеет и любить людей, и чувствовать к ним отвращение.
- Устремленность к человечности освобождает от всего дурного. <...>
- Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека - и познаешь степень его человечности.
Когда же у Царя всех китайских мудрецов однажды поинтересовались. как наилучшим образом выразить суть понятия «человечность», он ответил: «Это - любовь к людям». Конфуций не был ни отшельником, ни аскетом. Однако воздержание и умеренность были возведены им почти что в идеал:
- Я радость нахожу и в том, когда живу на отрубях с водой, сплю, положив ладошку вместо изголовья. Богатство, знатность, обретенные нечестно, мне кажутся проплывшим мимо облаком. <...> Расточительность ведет к непослушанию, а бережливость - к захудалости. Но лучше захудалость, чем непослушание.
Ориентир же в человеческих отношениях таков:
- Главное будь честен и правдив; с теми, кто тебе не равен, не дружи и не бойся исправлять свои ошибки.
Во всем мире известен и другой афоризм Конфуция:
- Бывают три полезных друга и три друга, приносящих вред. Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг, который много знает. А вредны льстивый друг, двуличный друг и друг красноречивый.
Самосовершенствование должно быть направлено не на самого себя, а на всеобщее благо, или, говоря словами самого Конфуция: «Совершенствовать себя, - чтобы тем самым обеспечить благоденствие других». В «Лунь юй» сохранилось немало драгоценных свидетельств о характере самого Учителя, бережно и с любовью собранных его учениками:
В своей деревне Конфуций казался простодушным и косноязычным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало. В ожидании аудиенции, беседуя с низшими чинами, он казался ласковым, в беседе с высшими чинами - твердым. В присутствии князя он двигался с почтительным и важным видом. <...> Он носил черный кафтан с халатом из каракуля. Белый - с дохой из пыжика и желтый - с лисьей шубой. Для дома у него был длинный меховой халат с коротким правым рукавом. Во время сна всегда пользовался коротким одеялом в половину своего роста. Сидел на коврике из толстых шкур лисицы и енота. <...> Он не отказывался от облушенного риса и мелко нарезанного мяса. <...> Ел немного. <...> Даже когда ел грубую простую пищу, то всегда приносил из нее немного в жертву и при этом выражал всем своим видом строгую почтительность.
Уже здесь содержится намек на одну из характернейших черт традиционного китайского мировоззрения - культ предков и почитание родителей. Конфуций много сделал для укрепления данного устоя социального бытия и общественной гармонии. Ритуал - вообще одна из центральных категорий «Лунь юй». Регламентация знаменитых «китайских церемоний» во многих своих в последствии канонизированных моментах восходит именно к Конфуцию и основанному на его учении конфуцианству, не без основания названному религией ученых. Конфуцианская концепция этикета неотделима от общих гуманистических установок:
- Быть человечным - значит победить себя и возвратиться кри- туалу.
Если однажды победишь себя и возвратишься к ритуалу, все в Поднебесной согласятся, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.
Знание и ученость возведены Конфуцием в подлинный культ. Достичь их вершин невозможно без изнурительного ученического труда и учета тех многочисленных опасностей, что подстерегают подвижников на этом пути:
- Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к глупости. Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться, то это заблуждение ведет к распущенности. Когда стремятся быть правдивым, но не хотят учиться, то это заблуждение приносит вред. Когда стремятся к правоте, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к грубости. Когда стремятся быть отважным, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к смуте. Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к безрассудству.
Китай велик и могуч. Потенциал китайского народа неисчерпаем. Главной заботой великих сынов Поднебесной во все времена было - процветание государства. Из недр народных, из самых глубин народного духа вышло немало великих мудрецов. Конфуций на две головы выше любого из них. Его фигура заметна из любого уголка земли. Так было, так есть и так будет всегда! [2, с. 45-49]
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты