Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Урок 31. Нравственные основы брака и семьи

Урок 31. Нравственные основы брака и семьи

Цели: ознакомить учащихся с понятиями семейный долг, брачный союз, нравственными основами брака и семьи; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям и традициям, родителям.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (мораль, любовь, семья, семейный долг, брак), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль морали в жизни человека и общества»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 66-68.
КАРТОЧКА № 66
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как мораль регулирует деятельность людей?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Какие 3 задачи, по мнению философов, стоят перед моралью?
- Как, опираясь на гуманистические принципы, мораль оценивает поступки людей?
- Для чего людям нужна моральная оценка?
- Почему человеку необходимо оценивать свои поступки?
- Как мораль определяет характер деятельности людей?
- Чем моральное регулирование деятельности людей отличается от государственного регулирования?
- Почему общественное мнение очень важно для человека?
- Может ли общественное мнение быть темной силой? Приведите примеры из курса литературы.
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 67
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Докажите, что человек не раб обстоятельств.
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Почему в оценке деятельности человека может ошибаться большая часть общества?
- Какие качества личности позволяют человеку иметь свое собственное мнение, приспосабливать окружающий мир под себя?
- Должен ли человек стремиться к компромиссу между своими интересами и интересами общества?
- На что должен опираться человек, выступая против устаревших взглядов общества, мешающих его нормальному развитию?
- Что такое самоконтроль?
- Почему, критикуя самого себя, человек совершенствуется?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 68
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- В чем состоит воспитательная роль морали?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое воспитание?
- Почему воспитание - процесс двусторонний?
- Как человек занимается самовоспитанием?
- Какое влияние на человека оказывают окружающие его люди?
- Чье влияние оказывается наиболее сильным? Почему?
- Почему у морали свое особое положение в воспитательном процессе?
- Каким образом мораль ориентирует развитие личности?
- Почему, заботясь о себе, человек должен заботиться о других?
- Как гуманизм связан с воспитанием человека?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Продолжите:
• «Золотое правило. (нравственности (морали))»;
• «Категорический. (императив)»;
• «Полезны справедливый друг, чистосердечный друг и друг. (который много знает)»;
• «Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, то это заблуждение приводит к . (глупости)».
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе: отрывок из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». См. задание к уроку № 20.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 66-68, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Любовь и мораль.
2. Брак, семья и мораль.
3. Семейный долг.
Задача для учащихся: выяснить, зачем встречаются любовь и мораль. Бывает ли гармония противоположностей? Жениться легко, а быть женатым? Как мужчина может стать человеком?
1. Работа с литературным произведением
- Прочитайте и обсудите произведение И.С. Тургенева. Согласны ли вы с мнением автора. Почему?
Путь к любви
Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх - даже презрение. Да, все чувства. исключая одного: благодарности.
Благодарность - долг; всякий человек платит свои долги. но любовь - не деньги. [50, с. 361]
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 346-349) или учебник 2 (с. 110-116).
Задание для учащихся: на примере гармонии совпадений и гармонии контрастов докажите, что любовь способна возвысить нашу мораль. Почему возникает чувство ревности?
3. Рассказ учителя о браке и семейном долге (в объеме учебника или с использованием дополнительного материала)
Задание для учащихся: почему люди вступают в брак? Как сохранить благополучие семьи?
Дополнительный материал
Из всех безошибочно действующих ухищрений, когда-либо изобретенных дьяволами ада, чтобы погубить любовь, самыми смертоносными являются придирки. Этот прием никогда не подводит. Подобно укусу королевской кобры, он всегда отравляет, всегда убивает.
Жена графа Льва Толстого обнаружила это, когда было уже слишком поздно. Перед кончиной она призналась своим дочерям: «Я была причиной смерти вашего отца». Дочери ничего не ответили ей на это. Обе рыдали. Они знали: мать говорила правду. Они знали, что она убила отца своими вечными жалобами, беспрерывной критикой, постоянными придирками.
А между тем граф Толстой и его жена по всем данным должны были быть счастливыми. Он был одним из самых знаменитых писателей всех времен. Два его шедевра - «Война и мир» и «Анна Каренина» - неизменно будут сиять яркими звездами на литературном небосклоне нашей планеты.
Толстой был столь знаменит, что его поклонники следовали за ним по пятам днем и ночью и записывали каждое произнесенное им слово. Записывалось все, даже такие тривиальные выражения, как: «Пожалуй, я пойду спать». И теперь русское правительство издает полное собрание его сочинений, в которое войдет каждая фраза, когда-либо им написанная, и которое должно составить сто томов.
Помимо славы Толстой и его жена имели состояние, общественное положение, детей. Ни один брак никогда не расцветал в более благоприятной обстановке. Вначале их счастье казалось слишком безоблачным, слишком полным, чтобы длиться долго. Поэтому, становясь рядом на колени, они молили всемогущего Бога продлить их блаженство.
Затем произошла удивительная вещь. Толстой постепенно менялся и стал совершенно другим человеком. Он начал стыдиться созданных им замечательных книг и посвятил себя написанию публицистических статей, в которых проповедовал мир и уничтожение войн и нищеты.
Этот человек, который однажды сознался, что в молодости совершил все мыслимые грехи - даже убийство, - пытался следовать учению Иисуса самым буквальным образом. Он раздал всю принадлежавшую ему землю и вел жизнь бедняка: работал в поле, рубил дрова, убирал сено, сам шил себе обувь, подметал свою комнату, ел из деревянной миски и старался любить своих врагов.
Жизнь Льва Толстого была трагедией, и причиной этой трагедии был его брак. Его жена любила роскошь, а он презирал ее. Она жаждала славы и почестей, для него же эти суетные вещи не значили ничего. Она стремилась к деньгам и богатству, а он считал, что иметь богатство и частную собственность грешно.
В течение многих лет она пилила его, бранила и устраивала скандалы, т. к. он настаивал на предоставлении издателям права печатать его труды без выплаты ему какого-либо гонорара. Она же хотела получать деньги за его книги.
Когда он возражал ей, она впадала в истерику, катаясь по полу с флаконом опиума у рта, клянясь, что покончит с собой, и грозя броситься в колодец.
Одно событие в их жизни представляется мне чуть ли не самой трогательной сценой во всей человеческой истории. Как я уже отмечал, они были безоблачно счастливы, когда женились. Но теперь, через 48 лет, он едва мог выносить ее. Иногда по вечерам эта старая, убитая горем жена, жаждавшая душевной теплоты, становилась перед ним на колени и просила прочесть ей вслух прелестные строки, полные любви к ней, которые он посвятил ей в своем дневнике 50 лет назад. И оба они плакали, когда он читал о тех прекрасных, счастливых, навсегда ушедших днях. Как отличалась, как резко отличалась реальность жизни от их былых романтических грез!
И наконец, когда Толстому было 82 года, он не смог больше выносить трагизма своей семейной жизни и поэтому в одну снежную октябрьскую ночь 1910 г. бежал от своей жены - бежал в холод и тьму, не зная, куда направляется.
Одиннадцать дней спустя Толстой умер на маленькой железнодорожной станции от воспаления легких. И его предсмертной просьбой было не допускать к нему жену.
Такова была та цена, которую графиня Толстая заплатила за свои придирки, жалобы и истерики.
Возможно, читатель сочтет, что она имела достаточно оснований для недовольства. Согласен. Однако это не относится к делу. Вопрос сводится к следующему: помогли ли ей придирки или же они бесконечно ухудшили и без того тяжелое положение?
«Я действительно думаю, что была безумной», - к такому выводу пришла графиня Толстая, когда было уже слишком поздно. [25, с. 250-252]
4. Беседа по тексту документа
IV. Закрепление изученного на уроке
- Как возникает любовь?
- Почему любовь - это высокоморальное чувство?
- В каких произведениях литературы встречаются сюжеты подобные шекспировским?
- Что такое гармония совпадений? Что такое гармония контрастов?
- Можно ли вступать в брак не по любви?
- Как сохранить супружеское счастье?
- Какую роль в семейном счастье играют дети?
V. Подведение итогов урока
- Зачем встречаются любовь и мораль?
- Бывает ли гармония противоположностей?
- Жениться легко, а быть женатым?
- Как мужчина может стать человеком?
Домашнее задание
1. Прочитать § 53-54 учебника 1 (с. 180-182) или § 15 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Как связаны понятия любовь и мораль?
- Что является моральной основой брака?
- В чем смысл семейного долга?
3. Выполнить в тетради задания 1-3 на с. 352 учебника 1 или задание 5 на с. 117 учебника 2.
4. Подготовить к дискуссии «Наша выгода - это высшая ценность?»
Дополнительный материал
Великой трагедией в жизни Авраама Линкольна также был его брак. Учтите - не убийство его, а его брак. После выстрела Бута Линкольн не успел осознать, что его убили, но он почти ежедневно в течение 23 лет пожинал то, что его партнер, юрист Герндон, описал как «горькие плоды супружеского неблагополучия». «Супружеское неблагополучие»? Это сказано слишком мягко. В течение почти четверти века миссис Линкольн пилила и изводила мужа.
Она без конца выражала ему свое недовольство и вечно критиковала его - все в нем было, по ее мнению, не так, как нужно. Он сутулился и неуклюже ходил: переставляя ноги, он, подобно индейцам, не сгибал их в коленях. Она сетовала, что в походке его не было пружинистости, в движениях - изящества. Она передразнивала его манеру держаться и требовала, чтобы при ходьбе он ставил ступни носком вниз, как ее учили в пансионе мадам Мантель в Лексингтоне.
Ей не нравилось, что его огромные уши торчали под прямым углом к голове. Она даже упрекала его в том, что нос его не был прямым, а нижняя губа выпячивалась, что он выглядел, как чахоточный больной, что руки и ноги его были слишком велики, а голова слишком мала.
Авраам Линкольн и Мэри Тодд Линкольн были противоположностями во всех отношениях: по воспитанию, происхождению, темпераменту, склонностям и мировоззрению. Они постоянно раздражали друг друга.
Покойный сенатор Альберт Дж. Беверидж, этот самый выдающийся линкольновед нашего поколения, писал: «Громкий пронзительный голос миссис Линкольн можно было слышать на другой стороне улицы, а о непрерывных вспышках ее гнева знали все, кто жил поблизости. Часто ее гнев находил выражение не только в словах - до нас дошло множество вполне достоверных историй о ее неистовых выходках».
Вот один из подобных случаев. Вскоре после свадьбы Линкольн и его жена поселились в Спрингфилде у миссис Джейкоб Эрли - вдовы врача, вынужденной держать пансионеров. Как-то утром, когда мистер и миссис Линкольн завтракали, Линкольн сделал что-то такое, что вызвало у его жены сильное раздражение. Что именно он сделал, никто теперь не узнает. Однако миссис Линкольн в приступе бешенства выплеснула чашку горячего кофе в лицо мужу. И произошло это в присутствии других пансионеров.
Линкольн ничего ей не сказал. Он сидел униженный и тихий, пока миссис Эрли вытирала ему мокрым полотенцем лицо и одежду.
Ревность миссис Линкольн была столь безрассудна, столь яростна и невероятна, что одно только чтение сообщений о некоторых душераздирающих, постыдных сценах, которые она устраивала мужу публично, одно только их чтение по прошествии 75 лет заставляет читателей открыть рот от изумления. В конце концов она сошла с ума, и,    пожалуй, самое милосердное, что можно о ней сказать, - это то, что такой нрав ее, по всей вероятности, сложился под влиянием зарождавшегося в ней безумия.
Изменили ли Линкольна все эти придирки, попреки и бешеные выходки жены? В одном отношении да, изменили. Они определенно изменили его чувства к ней. Они заставили его сожалеть о своем несчастном браке и по возможности избегать ее присутствия.
В Спрингфилде жили 11 адвокатов, и работы на всех них там не хватало. Поэтому они обычно ездили верхом то в один городок, то в другой, следуя за судьей Дэвидом Дэвисом, чтобы участвовать в судебных заседаниях в различных населенных пунктах графства. Таким образом, им удавалось добывать работу во всех местных судах, входивших в 8-й судебный округ.
Другие адвокаты всегда ухитрялись возвращаться в Спрингфилд каждую субботу и проводить конец недели со своими семьями. Но Линкольн не делал этого. Он боялся ехать домой и в течение 3 месяцев весны и 3 месяцев осени находился в разъездах, никогда не приближаясь к Спрингфилду.
Он поступал так из года в год. Часто условия проживания в провинциальных гостиницах были очень плохими. Однако при всем этом он предпочитал терпеть неудобства, чем жить в своем собственном доме, подвергаясь постоянным придиркам со стороны миссис Линкольн и необузданным вспышкам ее гнева.
Таковы результаты, которых миссис Линкольн и графиня Толстая достигли своим обращением с мужьями. Это поведение внесло в их жизнь только трагедию и погубило то, что им было всего дороже. [25, с. 252-254]
Семь правил, соблюдение которых позволит сделать вашу семейную жизнь более счастливой
1. Не нужно придираться.
2. Не пытайтесь переделать своего супруга.
3. Не критикуйте.
4. Выражайте друг другу вашу искреннюю признательность.
5. Оказывайте друг другу небольшие знаки внимания.
6. Будьте предупредительны.
7. Прочтите хорошую книгу о сексуальной стороне супружеской жизни. [25, с. 279]
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты