2. Общая характеристика педагогической профессии
Характеристики педагогической профессии в современном обществе носят многоаспектный и многоуровневый характер. В первую очередь, выделяется особая миссия педагогической профессии: обеспечить решение двуединой задачи - передать накопленный обществом и культурой опыт от старших поколений - младшим и, одновременно, создать условия для индивидуально-личностного развития и становления ребенка. Будучи спроецированной на систему педагогического образования, реализация этой миссии требует от учителя знаний в какой-то определенной области (т.е. приобретение предметных знаний, умений и навыков) и, одновременно, формирование психолого-педагогического профессионализма, т.е. умений взаимодействия с детьми, сопровождения и поддержки их развития.
Также выделяют функции (направления реализации, обязанности), присущие педагогической профессии. Говорится об обучающей (передача знаний, формирование умений и навыков, предметных и личностных компетенций), воспитывающей (формирование ценностного мира ребенка, создание условий для становления его личности и самосознания), развивающей (развитие свойств и способностей личности), социальнопедагогической функциях (формирование и развитие детского коллектива).
В последние десятилетия актуализируются культурнопросветительская (учитель должен работать не только с ребенком, но и с его социальным окружением, сохраняя и взращивая культурную среду) и исследовательская (учитель является заинтересованным и успешным исследователем педагогических проблем) функции. Не следует забывать и о личностной функции педагогической профессии: как показывает практика, занятие педагогической деятельностью - один из самых эффективных стимулов для личностного развития и профессионального долголетия.
Внутри педагогической профессии выделяется множество специальностей, различающихся предметом, организацией и условиями деятельности. При этом следует отметить, что популярность и востребованность различных педагогических специальностей зависит от множества социально-экономических и политических факторов, в связи с чем, может существенно меняться с течением времени. Так, например, 60-ые - 70-ые годы, когда происходило массовое строительство химических производств, провозглашалась политика «химизации сельского хозяйства», увеличивалось количество часов на изучении химии в средней школе и, как следствие, существенно возросла востребованность учителей химии. Другим парадоксальным явлением стал дефицит учителей иностранного языка в 90ые годы, притом, что получение именно этой педагогической специальности было, как никогда, популярным.
Ряд педагогических специальностей появились в последние годы: часть из них представляют собой реконструкцию исторических прототипов (гувернантка, домашний учитель), другая часть - является ответом на вызовы сегодняшнего времени (социальный педагог, педагог-психолог, педагог- дефектолог и др.). Одной из современных тенденций стало совмещенная подготовка студентов педагогических вузов по нескольким педагогическим профессиям и специальностям: учитель русского и иностранного языков; учитель иностранного языка и педагог-психолог и др.