Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

3. Педагогические способности

3. Педагогические способности

Непременным условием сохранения и развития любой профессии (в том числе, и педагогической) является обеспечение притока молодых людей, обладающих необходимыми для этой профессии способностями. Вообще, проблема диагностики и развития способностей является одной из дискуссионных. Часть исследователей считают, что способности к определенным профессиям даны человеку от рождения, и в наших силах только создать более благоприятные условия для их проявления и развития. Другая часть полагает, что от природы человеку даны только предрасположенность и психофизические задатки, которые определяют лишь относительную легкость или же, напротив, трудность занятия той или иной профессией. Соответственно, применяя эффективные технологии, мы можем помочь каждому человеку добиться успеха в любой профессии.
Практическое значение проблема способностей приобретает на этапе профессиональной ориентации старшеклассников. Именно для этой возрастной группы отечественным психологом Е.А.Климовым была разработана общая классификация профессий и специальный тест, позволяющий выявить у каждого подростка предпочтительную (с точки зрения уже сформировавшихся интересов и опыта) сферу профессиональной деятельности. Всего было выделено пять групп (типов) профессий:
1) «человек - живая природа» (люди этого типа склонны к общению с живыми существами, уходу за ними);
2) «человек - неживая природа (техника)» (люди этого типа склонны к инженерным и производственным профессиям);
3) «человек - человек» (люди этого типа предпочитают профессии, требующие межличностного взаимодействия, контакта);
4) «человек - знаковая система» (интересы связаны с формальными знаковыми системами - математикой, языками, программированием);
5) «человек - художественный образ» (предпочтение отдается разным видам и формам творчества).
Очевидно, что педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек - человек», в то же время, эта классификация представляется слишком грубой и не позволяет ответить на вопрос, насколько предпочтительно занятие именно педагогической профессией, а, не, скажем, психологическим консультированием или торговлей.
Видный отечественный исследователь проблем педагогического образования Н.В.Кузьмина определяет педагогические способности, как «индивидуальный устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого». Ею же выделены три основные группы педагогических способностей: конструктивные (умение представить себе педагогический процесс в целом, осуществить прогнозирование и проектирование возникающих педагогических ситуаций), коммуникативные (умение общаться с детьми, не впадая ни в какие крайности, и сохраняя авторитет) и организаторские (умение организовать деятельность детей).
Ф.Н. Гоноболин выделяет следующие педагогические способности, которые могут проявляться как в сфере личностного общения, так и в профессиональной деятельности педагога:
• перцептивные (способность понимать человека, воспринимать его во всей сложности мотивов, потребностей и свойств);
• информационные (способность доступно сообщать детям учебный материал, рассказывать интересно и увлекательно);
• мотивационные (способность заинтересовать учащихся в достижении результата, вовлечь их в обучение и деятельность);
• суггестивные (способность убеждать, оказывать положительное влияние);
• организаторские способности (способность создать и поддерживать педагогически целесообразную среду в классе);
• педагогический такт (способность дозировать меру своего педагогического воздействия, выстраивать последовательность педагогических ситуаций, сочетая требовательность и индивидуальный подход к ребенку);
• прогностические (способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные трудности);
• проективные (способность проектировать качества своих воспитанников и процессы их формирования);
• адаптационные (способность быстро ориентироваться в обстановке, реагировать на происходящее).
В настоящее время отсутствует универсальная систематика педагогических способностей, однако можно выделить совокупность «ядерных» педагогических способностей, необходимость которых признается всеми педагогами-исследователями и множество «авторских» дополнений. К первым относятся познавательные (способность к познанию в научной и психолого-педагогической сфере), конструктивные (способность к созданию образа будущего педагогического процесса), организаторские (способность к организации деятельности детей и самоорганизации), коммуникативные (способность к эффективному педагогическому общению) и диагностические (способность к объективному оцениванию результатов деятельности учащихся и собственной деятельности) способности.
Ядро педагогических способностей может дополняться:
• креативностью (способность и потребность в индивидуальном творчестве как в области преподаваемого предмета, так и в психологопедагогической сфере);
• эмпатией (способность к сочувствию, сопереживанию);
• рефлексивностью (способность к осмыслению собственного опыта, проблематизации достигнутых успехов и деятельности);
• методическими способностями (проявляющимися в разработке оригинальных учебно-методических материалов, создании собственной методики преподавания);
• экспрессивными способностями (проявляющимися в эмоциональной заразительности, владении интонацией, мимикой и жестикуляцией);
• исследовательскими способностями (самостоятельной научноисследовательской деятельностью).
Немаловажным является и то, что сочетание высокого уровня развития каждой группы способностей у одного педагога не только исключительно редко, но и педагогически неоправданно: «идеальный учитель» будет неминуемо подавлять своих учащихся. Кроме того, не следует забывать, что для человеческой психики характерны высокие адаптивные и компенсаторные возможности: недостаток одних способностей может быть успешно компенсирован другими. Именно поэтому, узконаправленный тренинг отдельных способностей и свойств в педагогическом образовании малоэффективен: более содержательным и, в конечном счете, результативным, представляется комплексное развитие личности.