8. Основы учебно-исследовательской деятельности
Одной из фундаментальных особенностей педагогической деятельности является наличие в ней проблем и вопросов, на которые невозможно дать априорный ответ, т.е. решить их без проведения целенаправленного исследования. Причем, эти проблемы могут быть связаны как с особенностями самого педагога (например, какие качества у него развиты достаточно, а какие - требуют целенаправленной коррекции и развития), или же - с реализуемым им педагогическим процессом (как обеспечить успешность обучения или воспитания каждого конкретного класса или ребенка).
Наиболее приемлемой формой организации исследований конкретных педагогических проблем, является опытно-экспериментальная работа учителя. Подготовка к ее успешному осуществлению начинается в педагогическом вузе, и именно в этом состоит основная цель написания рефератов, выполнения лабораторных, практических и курсовых работ. В принципе, выполнение всех этих работ происходит по общим законам, различия возникают лишь в степени сложности решаемых проблем.
Формальными условиями проведения опытно-экспериментальной работы является наличие темы эксперимента, педагога-экспериментатора, его научного руководителя и оговоренных сроков и базы эксперимента. Квалифицированный педагог может успешно организовать и провести исследование самостоятельно, но для начинающегося педагога и, тем более, студента педагогического вуза, наличие руководителя (консультанта) обязательно. Сам процесс выполнения опытно-экспериментального исследования проходит ряд этапов:
1) Обоснование проблемы и темы эксперимента. Вначале должен быть максимально четко сформулирован вопрос (проблема), на который ищется ответ. Организация исследования имеет смысл тогда, когда ответ на вопрос - неизвестен, либо неконкретен, в противном случае, эффективным является реферативный обзор известных источников.
2) Объект и предмет исследования. Объектом исследования - является группа учащихся (класс, группа, процесс преподавания или деятельности), а предметом - исследуемое свойство или аспект. Например, если учитель пытается выяснить условия формирования логического мышления у учащихся начальных классов, то начальные
классы выступают в качестве объекта исследования, а способы и умения логического мышления - в качестве предмета исследования.
3) Цели и гипотеза исследования. Цель исследования - образ результата исследования, в этом качестве может выступать новая методика, формы организации учебной деятельности, набор заданий или диагностических средств. Гипотеза исследования - предположение о том, при каких условиях достижение этой цели окажется возможным и педагогически целесообразным.
4) Совокупность задач и этапов исследования. Принято, что на каждом этапе исследования решается какая-то определенная задача. Обычно, этапы и задачи исследования следуют в такой последовательности:
• диагностический (на этом этапе происходит изучение литературы по проблеме, ознакомление с опытом коллег, изучение и уточнение состояния проблемы);
• концептуальный (на этом этапе формулируется идея и замысел работы, определяются основные направления изменения объекта исследования в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования);
• технологический (на этом этапе осуществляется моделирование новой деятельности и ее внедрение в практику);
• контрольный (на этом этапе оценивается эффективность произведенных изменений);
• рефлексивный (оценивается результативность эксперимента, в целом, формулируются выводы и направления дальнейшей деятельности).
Одним из основных результатов исследования является письменный текст. В зависимости от ситуации, целей исследования, степени его новизны и общности, этим текстом может быть отчет о проделанной работе, доклад (сообщение) учителя на методическом объединении, методическая разработка по уроку (теме, разделу, учебнику), а также - научная статья.