7. Основы подготовки учебно-научных текстов

7. Основы подготовки учебно-научных текстов

Важнейшим компонентом профессионального образования педагога является формирование готовности к устным выступлениям и речевой культуры, в целом. Иногда это понятие разделяется на собственно культуру речи, под которой понимается умение строить монологическую речь, и коммуникативную культуру, проявляющуюся в ситуациях общения и взаимодействия. Для обозначения процесса порождения или понимания речевого высказывания используется категория речевой деятельности.
Продукты речевой деятельности могут существенно варьироваться по качественным и объемным характеристикам. Наиболее важными для студентов педагогических специальностей, оказываются умения, связанные с ответами на вопросы преподавателя (обычно, 1 -2 предложения), подготовкой и произнесением кратких сообщений (длительностью 3-5 минут). Не менее существенна готовность к участию в обсуждении, в рамках которого студента должен понимать сказанное, задавать уточняющие вопросы, формулировать собственные оценки и позиции. Существует отдельная научная и образовательная дисциплина, в задачи которой входит анализ всего комплекса, связанного с речью и совершенствованием ее навыков - риторика (в нашем случае, педагогическая риторика).
В этом пункте мы рассмотрим только наиболее общие основания развития речевой культуры будущих педагогов. Следует иметь в виду, что ключом к пониманию большинства проблем говорения (общения) является деятельностный подход. Он позволяет видеть в любом речевом факте (событии) выделяются такие компоненты, как:
• функция и цели речи - для чего и для кого предназначена речь;
• этапы речепорождения (от формирования замысла речи - через построение речевого высказывания, его произнесение к оценке произведенного эффекта);
• содержание речи, или совокупность языковых и речевых единиц, употребленных в сообщении;
• средства речевой выразительности (специфика используемых метафор, эпитетов, образных сравнений и пр.) и др.
Внутри речевой деятельности выделяются ее виды, различия между которыми определяются степенью активности субъекта и используемыми им средствами - письменными или устными. Письменный пассивный вид речевой деятельности называется чтением, устный пассивный - слушанием, устный активный - говорением, письменный активный - письмом.
Существует общая закономерность развития речевой деятельности: от репродуктивных видов и форм деятельности - к продуктивным, и от пассивных - к активным. Несколько огрубляя, можно сказать, что сам процесс формирования речевых умений связан с использованием вспомогательных средств (так называемым, опосредствованием), а достижение высших уровней речевой (риторической) культуры - с постепенным освобождением от этих средств. Поясним сказанное.
Одним из базовых элементов риторической культуры является умение отвечать на вопросы. Сразу же, как только вопрос задан преподавателем, студент должен актуализировать в своей памяти изученный материал и приготовиться к выделению его основных аспектов, в том числе: каковы цели изучения материала; в какой деятельности (ситуациях и др.) он может быть востребован; какова структура излагаемых знаний и пр. Таким образом, ответ на вопрос начинается с установления связи между тем, что известно студенту и тем, о чем спрашивает преподаватель. В процессе установления этой связи, студент отбирает актуальные для ответа на вопрос аспекты, что приводит к формулировке высказывания - сочетания объекта речи (о чем спрашивалось), цели высказывания (что утверждается), события речи (для кого и в каком контексте делается высказывание).
В более сложных случаях, студент заранее продумывает логическую цепь высказываний, каждое из которых отвечает на один из вопросов: какова тема моего сообщения? почему я сам заинтересовался этой темой и почему она может быть интересна другим? кто из ученых занимался исследованием этой проблемы? какие понятия и методы исследования использовались ими?
Разумеется, чем глубже знаком студент с излагаемым материалом, чем больше его речевой и коммуникативный опыт, тем меньше его привязанность к заранее намеченным пунктам плана, тем свободнее он может варьировать свою речь, опираясь не только на логику раскрытия вопроса, но также - на реакцию аудитории, возникающие в его сознании ассоциации, реплики слушателей.
Участие в дискуссии (обсуждении, полемике) требуют сочетания аналитических умений, связанных с выделением в речи собеседника ключевых тем, проблем и формулировкой собственных представлений об обсуждаемом предмете, так и синтетических, требующих построения осмысленного развернутого высказывания. Успешный коммуникатор вынужден удерживать в своем сознании несколько планов высказываний: то, что он услышал от собеседников, и на что он может опереться, формулируя свою позицию; собственные высказывания (во избежание само-противоречий или самоповторов); сформулированные собеседниками вопросы, на которые у него нет ответа и др.
Весьма полезным для формирования навыков устной речи является подготовка и использование письменных текстов, в частности, тезисов, текстов докладов и научных статей. Тезисы доклада (выступления) представляют собой совокупность (обычно, не менее 3 и не более 10-12) высказываний, каждое из которых кратко аргументируется. Объем тезисов - от 1 до 3 страниц машинописного текста. Публикация тезисов очень распространена на научных конференциях: именно через тезисы каждый слушатель может предварительно ознакомиться с основными идеями выступающего, и оценить, насколько они соответствуют его интересам и видению. Наиболее рационально формулировать тезисы в виде ответов на ключевые вопросы темы.
Текст доклада, обычно, строится на основе тезисов, однако представляет собой их более полное и распространенное изложение, с опорой на опыт слушателей, анализом проблем и противоречий в литературе, детальным представлением полученных результатов и сделанных выводов. Весьма важно и то, что представленный текст доклада может существенно отличаться от предварительно написанного текста в связи с обстоятельствами выступления - изменением регламента, психологическими особенностями аудитории (усталость либо, напротив, неожиданный интерес).
Наконец, статья - представляет собой основной жанр научного творчества. Обычно, объем статьи от 5 до 15-18 машинописных страниц. Особенностями статьи являются: систематический обзор предшествующих работ по этой теме, четкая постановка проблемы, основных понятий, цели и методов исследования, описание пути исследования и возникших при этом затруднений и проблем, формулировка результатов и выводов исследования.
Существует ряд требований к устной речи вообще, и устной речи педагога, в частности. В частности, речь должна быть литературной (т.е. соответствующей нормам русского языка), точной (соответствовать замыслу), понятной (правильно воспринимаемой слушателями), без вульгарных и просторечных слов. Особенно важны для речи учителя - информативность, осмысленная эмоциональность, логичность, убедительность и побудительная направленность, соответствие темпа и
ритма - ситуации и задачам общения. На этапе формирования навыков устной речи, следует также уделять внимание возможным ошибкам: неверному произнесению слов (в том числе, ошибкам звукового состава, неверным ударениям), неточности в согласовании слов, неверному словоупотреблению, трудностям при формировании плана речи и осуществлению сложных высказываний. Предупреждению и исправлению возможных дефектов должна быть посвящена целенаправленная работа.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты