6. Пути приобретения научно-педагогических знаний
Основной формой приобретения научно-педагогических знаний в вузе является слушание и запись лекций. Вообще, понятие лекции происходит от лат. lectio, что означает «чтение». Именно поэтому, «чтение лекций», т.е. произнесение преподавателем заранее написанного текста, так укоренилось в педагогике. Между тем, в современном образовании используются различные формы лекции, предполагающие большую активность и участие со стороны студентов: большинство лекций сопровождаются
компьютерными презентациями, аудио- и видео-фрагментами; преподаватели формулируют проблемы и задают вопросы, в обсуждении которых принимают участие все студенты.
Однако есть ряд общих черт, характеризующих лекционное преподавание в целом. В их числе:
• ведущая роль теоретических знаний (лекции - основной метод и форма изучения теоретического материала в вузе);
• планомерность и структурность лекций (в основе каждой лекции - четкий план, список рассматриваемых вопросов);
• сочетание в деятельности студентов процессов восприятия, конспектирования, запоминания, анализа материала, а также - его критического осмысления и рефлексии (обычно это сочетание психических процессов называется «активным слушанием»).
Стили активного слушания лекций не менее индивидуальны, чем стили чтения лекций. При этом следует иметь в виду, что эта деятельность достаточно сложна, и требует от слушателя высокой концентрации, развитого аналитического мышления, умения пользоваться средствами записи. В каком-то смысле, навыки активного слушания совершенствуются на протяжении всей жизни, однако можно выделить некоторые компоненты активного слушания, присутствующие у каждого успешного студента.
1) Четко зафиксировать исходные установки лекции: чему она посвящена (тема лекции), что эта лекция призвана сформировать у слушателей (цель лекции), какие вопросы, и в каком порядке будут рассматриваться (план лекции). Иногда преподаватель может не сообщить какую-то из этих категорий, тогда для успешного понимания лекции, важно попытаться самостоятельно определить их значения.
2) Структурировать конспект по разделам: известные и новые сведения; факты, проблемы, понятия и комментарии; общепринятые принципы и авторские подходы должны быть графически выделены. Соответственно, используются различные графические модели записи лекции: столбцы, таблицы, геометрические фигуры.
3) Особое внимание уделять логике изложения: как ставятся проблемы, описывается реальность, определяются понятия, обсуждаются различные подходы, формулируются выводы и др.
4) Связывать изучаемый материал с собственным жизненным и педагогическим опытом; особое внимание следует уделять тем фактам и обстоятельствам, которые кажутся неожиданными, противоречивыми, сомнительными.
5) Использовать удобные сокращения - это, с одной стороны, позволяет сократить время на запись, с другой стороны, упрощает последующий анализ конспекта, выделение ключевых идей.
6) Резюмировать текст лекций: текст лекции должен быть завершен - т.е. приведен к совокупности обозримых результатов и выводам.
7) Повторное прочтение и символическая разметка материала. Очень эффективным методом осмысления полученных на лекции знаний является символическая разметка материала - когда каждому фрагменту записи придается некоторый авторский смысл - приемлемого или неприемлемого утверждения, проблемы, недосказанного тезиса. В результате, запись лекции «раздваивается»: основу его по-прежнему составляет прочитанный лектором текст, но на него наслаивается совокупность личных студенческих интерпретаций. Помимо лекций, в процессе профессиональной подготовки педагога
важную роль играют другие - письменные источники информации, результатом изучения которых также являются научно-педагогические знания. Наиболее актуальными являются - учебники и учебные пособия, научные статьи, монографии. Результаты их изучения могут быть представлены в форме аннотации, реферативного обзора (реферата), тезисов, доклада или научной статьи.
Аннотация представляет собой текст справочного характера, дающий ответ на вопросы - что это за текст и о чем в нем говорится. Обязательный компонент аннотации - выходные данные издания: Фамилия и инициалы автора. Название текста. Издательство: город, год издания. - количество страниц (для книжной продукции) либо же Фамилия и инициалы автора. Название статьи //Наименование журнала, том, номер выпуска и страницы, на которых опубликована статья (для журнальных статей).
Затем приводится текст аннотации, представляющий собой, как правило, краткие ответы на следующие вопросы: чему посвящена статьи (монографии)? какими идеями руководствуется автор? каковы основные результаты и выводы? для кого предназначен текст?
Реферат представляет собой систематизированное изложение взглядов на некоторую проблему и подходов к ее решению. Обычно, при написании реферата делаются ссылки не менее, чем на 15-20 источников. В самом тексте реферата раскрывается теоретическое и практическое значение темы, дается краткое изложение и оценки научного материала, высказывается авторская точка зрения на изложенный материал. Реферат представляет собой учебно-научный текст, при написании которого студент должен продемонстрировать свою эрудицию, умение и готовность анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать научную информацию.
Написание текстов тезисов, докладов и научных статей предполагает проведение самостоятельного исследования, и правила создания этих текстов будут рассматриваться ниже.