ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концептуальные основы дисциплины «Введение в педагогическую деятельность»
Принципы и направленность будущей профессиональной деятельности выпускника педагогического вуза определены в проекте «Наша новая школа», «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015» и «Стратегии 2020».
В этих документах, в частности, говорится, что главными задачами современной школы являются развитие творческих способностей и талантов, обеспечение равных условий для качественного обучения, развития и воспитания всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Новая школа, мыслится как центр взаимодействия с родителями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, что предполагает создание адекватной инфраструктуры, здоровьесберегающей культурной среды, современной системы управления и оценки качества образования. Для решения этих задач нужен новый учитель, открытый к интересам учеников и способный к инновационным преобразованиям в школе, социуме и собственной педагогической деятельности.
Таким образом, профессионально-педагогическая подготовка учителя для новой школы представляется процессом становления учителя- гуманитария; последовательного развития его профессиональных компетенций и личностной идентичности в контексте открытого информационного образовательного пространства вуза. Речь идет не о пассивном освоении определенного набора знаний, но о включении студента на всем протяжении его обучения в вузе - в непрерывную практику осмысления и переосмысления педагогической действительности, формированию индивидуальных ценностно-смысловых образов профессиональной деятельности, удовлетворении потребностей в личностном развитии и росте. Важнейшей функцией дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» является формирование у студентов соответствующей мотивации и представлений о своей профессиональнообразовательной траектории.
Соответственно, можно утверждать, что основным предметом дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» является процесс профессионально-личностного становления студента. Этот процесс становится возможным при выполнении преподавателем дисциплины следующих основных требований (Е.В.Бондаревская):
• рассматривать свою профессиональную деятельность и общение в бытийной перспективе; быть причастным жизни студентов через совместное проектирование и реализацию профессионально-образовательных траекторий;
• работать с содержанием образования, конструируя и реконструируя содержание профессиональной подготовки в контексте духовных и культурных традиций, перспектив научного и педагогического творчества;
• разрабатывать и применять современные технологии образования, основанные на информационном, коммуникативнодиалогическом, исследовательском, проектном подходах;
• создавать образовательную среду, в которой студент может свободно проявить себя как субъект духовной жизни, творческого общения, художественной и инновационной деятельности, нравственных отношений;
• создавать условия и осуществлять педагогическую поддержку индивидуально-личностного развития студента, процессов его социализации, смыслообразования, профессионально-личностного развития и становления.