§ 34. Правовое регулирование отношений в области образования
Государственная политика РФ в области образования
В России, как и в других государствах, сложилась целостная система правовых норм, устанавливающих общеобязательные правила в области образования. Они содержатся в Конституции РФ, законе РФ «Об образовании» , Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, в локальных документах, имеющих важное значение, — уставах и положениях конкретного образовательного учреждения. Таких правил накопилось много, что позволило юристам говорить об особом образовательном праве.
Каждый гражданин России обязан получить общее образование. Родители или те, кто их заменяет, обеспечивают реализацию этого правила.
Первыми педагогами являются родители.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их способностей в помощь семье действуют дошкольные образовательные учреждения — ясли и детские сады
(первый уровень образования). Они обеспечивают присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Достигнув шести с половиной лет, каждый ребенок имеет право идти в школу — в 1 класс. Взрослея, он шагает по ступеням образования: начальное образование (с 1 по 4 класс), основное общее (с 5 по 9 класс) и среднее (полное) общее образование (10—11 классы).
Общее образование является обязательным. Обязательность среднего (полного) общего образования установлена законом. Его можно получить не только в 10—11 классах школы, но и поступив после 9 класса в колледж или профессиональный лицей. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее.
Виды общеобразовательных учреждений
В нашей стране созданы различные виды общеобразовательных учреждений: школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии, которые ведут дополнительную подготовку школьников по предметам гуманитарного профиля; лицеи, обеспечивающие углубленное изучение предметов естественного, технического профиля. Создаются и многопрофильные школы, предоставляющие возможность обучать детей по различным направлениям подготовки; школы для одаренных детей или детей, страдающих отдельными видами заболеваний. Предусмотрены и спецшколы, куда направляются для обучения дети, постоянно нарушающие школьную дисциплину, имеющие проблемы с воспитанием; вечерние и заочные школы, школы в местах лишения свободы.
Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и обязательно регистрируется. Учредителем государственной школы является федеральный орган государственной власти или орган власти субъекта Федерации. Учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления. Школы могут быть государственные, муниципальные, частные. Однако, несмотря на их различия, законом предусмотрено сохранение единого образовательного пространства. Оно поддерживается общими правилами, которые должны соблюдать любые образовательные учреждения.
Общеобразовательное учреждение оказывает образовательные услуги по обязательным и дополнительным программам при наличии лицензии — государственного документа (разрешения), удостоверяющего наличие всех условий для качественной образовательной деятельности. Школа проходит аккредитацию, подтверждающую качество образования, процедура которой регламентирована нормативно.
Дополнительное образование
Большое значение в современной жизни играет система дополнительного образования. Взрослым она позволяет менять квалификацию, повышать уровень своих знаний. Это немаловажно в условиях безработицы, миграции. Получить дополнительное образование можно на курсах повышения квалификации, в центрах профориентации, музыкальных и художественных школах, студиях и т.д. Популярностью пользуются курсы иностранных языков, компьютерные курсы, курсы по подготовке в вуз. Однако, прежде чем воспользоваться их услугами, следует выяснить, являются ли эти курсы, студии самостоятельным юридическим лицом или входят в состав другой организации (школы, вуза, клуба и пр.), так как в случае возникновения претензий их придется предъявлять к организации как таковой. Нужно узнать не только фактический, но и юридический адрес организации, указанный в ее учредительных документах. Образовательная деятельность, которая связана с выдачей документов об образовании или квалификации, подлежит лицензированию, поэтому необходимо убедиться в наличии у организации, предлагающей услуги, лицензии. Такой документ обязаны предоставить по первому требованию.
При этом следует иметь в виду, что лицензия не дает стопроцентной гарантии качественного обучения и не влечет ответственности государства за качество в случае возникновения претензий.
Правовое регулирование отношений в сфере образования
На отношения, возникающие между обучающимся и обучающей организацией, распространяется действие Гражданскою кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».
Заключение договора между сторонами подтверждает квитанция об оплате за услуги, выданные учебные пособия и др. Часто заключается специальный договор на обучение. Если одной стороной отношений является ребенок до 14 лет, то договор подписывают родители, а если это подросток от 14 до 18 лет, то договор подписывает он сам, а родители выражают на этом документе свое согласие. Но предварительно такой документ следует основательно изучить, поскольку информация, которая была получена вами о курсах в газете или по телефону, может не совпадать с конкрет- ными условиями, предусмотренными в договоре.
Между сторонами часто возникают споры из-за пропуска занятий по болезни или ликвидации организации. Вопрос о пропуске занятий конкретно в законе не оговаривается, поэтому до подписания договора на это также следует обратить внимание. Например, в некоторых договорах или иных документах предусмотрено, что за пропущенные занятия деньги не возвращают. При этом причина пропуска не имеет юридического значения.
Деньги за обучение чаще всего берутся вперед. В договоре может быть предусмотрено право организации повышать размер оплаты.
Существуют государственные стандарты.
Государственные стандарты — совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образовательные стандарты должны обеспечивать единство образовательного пространства России, преемственность основных образовательных программ разных уровней образования.
Образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (что будет изучаться); условиям их реализации (где организуем обучение, кто будет обучать); результатам освоения основных образовательных программ (чему мы научимся, что будем знать и уметь).
Этот документ является важной основой деятельности любой школы независимо от типа и вида.
Законом предусмотрено проведение итоговой государственной аттестации (проверки) подготовки школьников, которая позволяет судить об уровне их обученности. По итогам такой аттестации выпускник получает государственный документ — аттестат, который заверяется печатью школы. Он является свидетельством о полученном образовании и позволяет продолжить обучение, приобретая специальные знания по выбранной специальности в колледже, вузе и т.д.
В школах не допускается создание общественно-политических и религиозных движений, организаций. Однако по инициативе школьников могут создаваться детские объединения.
В общеобразовательном учреждении должно быть организовано питание, а также помещение для хранения и приготовления пищи. Законом предусмотрено медицинское обслуживание обучающихся.
При наличии лицензии по договорам с организациями можно осуществлять профессиональную подготовку учеников в качестве дополнительной услуги, в том числе и за плату.
Образовательный процесс выстраивается в школе на основе учебного плана, который разрабатывается ею самостоятельно на базе примерного, создаваемого Министерством образования и науки РФ, и регламентируется расписанием занятий.
Существуют специальные санитарно-гигиенические требования, в которых предусмотрена предельная учебная нагрузка и режим занятий. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность устанавливается для учеников 1 класса — 33 недели, а для школьников более старших классов — не менее 34. Продолжительность каникул в течение года должна составлять не менее 30 календарных дней, а летом — не менее восьми недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются дополнительные каникулы.
Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений
Образовательные программы осваиваются в различных формах, и закон разрешает их выбирать. Например, предусмотрено семейное образование или экстернат. В этом случае родители и школа подписывают соглашение, по которому школа предоставляет семье программы занятий, учебники, консультации и обязана контролировать знания ребенка. На любом этапе семейного образования разрешается изменить его форму и продолжить обучение в школе.
Школы сами подбирают кадры, проводят работы по оборудованию помещений, ведут прием учащихся.
Школа разрабатывает свой устав. В нем определяются порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей. При поступлении в школу следует ознакомиться с его содержанием.
Юридическими нормами устанавливаются права и обязанности обучающихся.
Обучающиеся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях имеют право на:
• получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными стандартами;
• обучение по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения;
• бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
• получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;
• участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом;
• уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия их родителей.
Те, кто не завершил основное общее образование или среднее (полное), получают только справки, а не аттестаты.
До настоящего времени выпускники, достигшие успехов в освоении школьных учебных программ, получали награды — золотую или серебряную медаль. Заслуги тех, кто проявил себя при изучении отдельных предметов, отмечаются похвальной грамотой.
Закон определяет и обязанности школьников. Так, они должны соблюдать устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство
других, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.
По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 14 лет.
Законом установлены права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-воспитательный процесс. Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся. Педагоги обязаны заботиться о повышении своего профессионального мастерства, а потому проходят специальную подготовку в системе повышения квалификации.
Учителям устанавливаются сокращенная рабочая неделя, удлиненный оплачиваемый отпуск, пенсия за выслугу лет, социальные гарантии.
Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию руководитель — директор. Основными формами самоуправления являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.
Среднее (полное) общее образование завершается достижением второго образовательного уровня. Это основа для получения среднего профессионального и высшего образования.
Начальное профессиональное образование — третий образовательный уровень. На этом этапе обучения готовят работников квалифицированного труда — рабочих, служащих. Такое образование может быть получено в образовательных комплексах, лицеях.
Среднее профессиональное образование — четвертый уровень. Те, кто уже имеет начальное профессиональное образование, получают среднее профессиональное образование по специальным сокращенным программам. К средним специальным учебным заведениям относятся колледжи.
Высшее профессиональное образование — пятый образовательный уровень — бакалавриат, а также подготовка специалиста или магистратура. Оно может быть получено в университетах, академиях, институтах.
Для поступления в высшее учебное заведение предусмотрена система конкурсного отбора желающих — абитуриентов, которые сдают заранее известные им экзамены, зачеты по отдельным предметам, базовых программах образовательных стандартов знаний. В настоящее время в России введена система единого государственного экзамена, позволяющая совмещать выпускные экзамены в школах с экзаменами, которые предусмотрены как вступительные в вузы. Кроме заранее обозначенного количества бесплатных мест в государственном вузе предусматривается система платного обучения. В последние годы появились негосударственные вузы, в которых обучение является платным по всем факультетам и специальностям. Его учредителями могут быть различные лица.
Поступая в вуз, необходимо убедиться в наличии лицензии, государственной аккредитации той специальности, по которой хочет обучаться студент, внимательно ознакомиться с договором, который предлагает заключить вуз, оказывая образовательные услуги. Следует также обратить внимание на плату за обучение, права и обязанности сторон по договору.
Для обеспечения качественного образования, мобильности специалистов, которые его получают (это значит, что студент любого вуза может перемещаться в другой вуз, а закончив его, работать в любой стране Европы), создается непрерывное образование. Высшее образование становится многоуровневым. Предусмотрена подготовка кадров, которым может быть присвоена квалификация бакалавр. Нормативный срок обучения составляет не менее четырех лет. Подготовка магистров может осуществляться по соответствующему направлению и предусматривает не менее чем двухлетнюю подготовку, включая практику. Общий срок обучения — не менее шести лет. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации «бакалавр» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации «магистр» — на базе бакалавриата.
Подготовка кадров в вузе завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу с присвоением выпускнику соответствующей квалификации, которая удостоверяется дипломом. Диплом государственного образца может выдавать только тот вуз, который прошел аккредитацию.
Диплом дает право заниматься профессиональной деятельностью.
Послевузовское профессиональное образование — шестой образовательный уровень. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре.
В Российской Федерации граждане могут получать не только одно высшее образование. По особым сокращенным программам предусматривается возможность получения второго высшего образования, что продиктовано потребностями современной жизни.
ИТОГИ
Образовательное право — совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере образования. Обучение и воспитание, составляющие сущность образования, удовлетворяют не только личные потребности, но и имеют общественную, государственную значимость. Образовательные отношения регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О некоммерческих организациях», «О защите прав потребителей», постановлениями Правительства РФ, в том числе утвержденными Правилами оказания платных образовательных услуг и другими нормативными актами.
Законом установлен правовой статус участников образовательного процесса: образовательных организаций, педагогов, обучающихся.
Образовательные организации являются некоммерческими организациями, цель которых состоит в предоставлении услуг высокого качества в соответствии с государственными стандартами.
Важнейшей гарантией права на образование является его доступность.
Законом установлена обязательность общего образования.
Юристы классифицируют права на образование, выделяя право:
1) на дошкольное образование (его реализуют в семье, дошкольном учреждении);
2) на начальное общее образование (его реализуют в семье, общеобразовательном учреждении);
3) на основное общее образование;
4) на среднее (полное) общее образование;
5) на профессиональную подготовку (реализуется в образовательном, профессиональном учреждении);
6) на начальное профессиональное образование;
7) на среднее профессиональное образование;
8) на высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр»;
9) на высшее профессиональное образование с квалификацией «магистр»;
10) на высшее профессиональное образование с квалификацией «специалист»;
11) на второе высшее образование;
12) на послевузовское профессиональное образование по программам подготовки кандидата, доктора наук;
13) на дополнительное образование.
ВОПРОСЫ
1. Какие нормативные правовые акты содержат правила, действующие в сфере образования?
2. О каких принципах государственной образовательной политики вам известно? Разъясните их сущность. При необходимости обратитесь к Закону РФ «Об образовании».
3. Кто является субъектом образовательных правоотношений?
Поясните известные вам права и обязанности субъектов.
4. Какие уровни образования предусмотрены действующим законодательством?
5. Существуют ли в вашем образовательном учреждении платные образовательные услуги? Расскажите о них.
6. В чем сущность права на образование?
ЗАДАНИЯ
1. Подберите материал о правилах поступления в вуз. Разъясните их смысл.
2. Подготовьте сообщение о вашем образовательном учреждении. В чем заключаются его особенности, основные направления профильного обучения?
3. Ознакомьтесь с уставом школы. Разделитесь по группам, каждая из которых будет работать с отдельным разделом документа. Подготовьте устное сообщение об основных идеях раздела, представьте графическую модель сформулированных в нем правил. Составьте три вопроса по своему разделу документа и адресуйте их одноклассникам.
4. Известны ли вам нарушения устава школы? Объясните, как можно было избежать этих нарушений.
5. Разработайте необходимые правила для решения важных школьных проблем, оформите их в отдельные локальные акты, дайте им названия. Какими принципами при создании документов вы будете руководствоваться в первую очередь? Возможно предусмотреть создание положений «О школьной дисциплине», «О порядке проведения внеклассных мероприятий» и пр.
6. В Типовом положении об общеобразовательном учреждении говорится о том, что «с учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в общеобразовательном учреждении осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната. Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ».
Поясните смысл, который заложен в этих правовых нормах. При необходимости воспользуйтесь словарем.
7. Найдите в словаре или других источниках объяснение дистанционного образования. Разъясните его смысл. Укажите его преимущества и недостатки