Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

§ 35. Профессиональное юридическое образование

§ 35. Профессиональное юридическое образование

Организационно-правовые формы высших учебных заведений
Юридическое образование в нашей стране открывает широкие возможности для практической деятельности не только в системе правоохранительных органов, адвокатуре или нотариате. Юридически грамотный специалист способен успешно организовать собственное дело, заниматься общественно полезной деятельностью, приобретя еще немало профессий.
Слово «профессия» происходит от лат. professio — «объявляю своим делом» и обозначает основной род занятий, вид трудовой деятельности человека. В развитом обществе существует около 40 тысяч профессий и специальностей.
Получить юридическую профессию можно в учреждениях высшего профессионального образования (вуз), имеющих лицензию на право образовательной деятельности и в том числе на подготовку юристов-профессионалов, прошедших аттестацию и аккредитацию.
Вуз — это образовательное учреждение или автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования, учрежденная и действующая на основании законодательства РФ, имеющая статус юридического лица и реализующая в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Статус вуза зависит от характера его учредителей. Государственные вузы может учреждать Правительство РФ по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Такая деятельность осуществляется органами исполнительной власти по согласованию с федеральным органом управления высшим профессиональным образованием (Министерство образования и науки РФ).
Муниципальные вузы создаются и организуются органами местного самоуправления (администрации округов, городов, районов).
Негосударственные вузы могут создаваться общественными и государственно-общественными объединениями (творческие союзы, научные общества), политическими организациями, коммерческими структурами, частными лицами.
Вузы должны являться некоммерческими образовательными учреждениями. Их целью не является получение прибыли. Все денежные средства используются на обеспечение и развитие образовательного процесса.


Боголепов Николай Павлович
(1846-1901)
Выпускник юридического факультета Московского университета. Государственный деятель, правовед, член Государственного Совета, министр народного просвещения, автор работ по римскому праву. В 1880-е и 1890-е гг. был ректором Московского университета. В 1884 г. выдал удостоверение лекаря выпускнику университета А.П. Чехову


Каждый вуз имеет свою организационно-правовую форму: университет, академия, институт.
Университет — высшее учебное учреждение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и образования на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научного, гуманитарного и других направлений науки, техники, культуры.
Следует обратить внимание на то, что в университете сочетается образовательный процесс и научные исследования, здесь много факультетов и отделений, несколько аспирантур и диссертационных советов.
Академия — высшее учебное учреждение, деятельность которого направлена на комбинирование фундаментальных и прикладных научных исследований с образовательным процессом. Для него характерна узкая академическая направленность в определенной области (или нескольких смежных областях) научно-педагогической деятельности, ориентированность ни иолготоику спеииилисто. и конкри,- ной области науки, техники, культурь .
Академия, как правило, не готовит дипломированных специалистов по разнородным направлениям подготовки одновременно, она имеет профильную аспирантуру и дис- сертационный совет.


Загоскин Николай Павлович
(1851-1912)
Историк, правовед, публицист, издатель, общественный деятель, член Государственного Совета. Окончил юридический факультет Казанского университета, профессор, ректор Казанского университета. Автор трудов по истории русского права, краеведению и истории Казанского края


Институт — самостоятельное высшее учебное учреждение или структурное подразделение университета, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры, осуществляющее научные исследования. Институт может быть в составе университета на правах его факультета.
Каждое высшее учебное заведение, а также каждое его региональное отделение (филиал, представительство и т.д.) должны иметь свидетельство о регистрации образовательного учреждения. Этот документ фиксирует точное и полное наименование и вид вуза, состав его учредителей и юридический адрес. Вуз может иметь филиалы.
Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.
Свидетельство о государственной регистрации высшего учебного заведения или его регионального структурного подразделения не дает права на ведение самостоятельной образовательной деятельности. Чтобы заниматься деятельностью в сфере высшего профессионального образования, каждому высшему учебному учреждению недостаточно быть только учрежденным и зарегистрированным в качестве юридического лица. Для этого ему необходимо быть признанным государством в лице федерального органа управления образованием и получить целый комплекс документов, предоставляющих ему право на оказание образовательных услуг.
Основным документом является лицензия. Она должна иметь приложения — так называемую номенклатуру направлений (специальностей), уровней подготовки, переподготовки, программ дополнительного образования и контрольные нормативы осуществления образовательного процесса.
Существует классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Приложение к лицензии является важным информативным документом о вузе. Он поможет абитуриенту лучше понять, кем он станет через пять лет.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.
Реализация программ высшего профессионального образования, набор студентов при отсутствии государственной лицензии запрещается законом.
Кроме того, вуз должен пройти аккредитацию, то есть процедуру, которая устанавливает статус образовательного учреждения. Процесс государственной аккредитации позволяет проверить качество образования, подтвердить его уровни.
По итогам окончательной проверки качества работы вуз получает свидетельство о государственной аккредитации. Оно выдается сроком до пяти лет. Свидетельство имеет приложение — Перечень аккредитованных образовательных программ.
Поступление В неаккредитованное ВЫсшее учебное заведение — весьма рискованное решение, ведь такой вуз может по результатам аккредитации перестать быть    вузом. Кроме того, у дипломов неаккредитованных вузов много ограничений, связанных с поступлением на работу в государственные органы, адвокатуру, нотариат и пр. Российские дипломы негосударственного образца не признаются европейским сообществом.
Выбирая вуз, абитуриент должен обратить внимание на наличие у вуза государственного аккредитационного статуса.

Правила поступления и обучения в вузе
Перед поступлением в вуз необходимо помнить, что студент, зачисленный в высшее учебное заведение, вступает с ним в правовые отношения, а потому его поведение должно выстраиваться согласно существующим нормам права.
Заключая договор с вузом, важно вспомнить основные положения гражданского законодательства о договоре. Следует обратить внимание на формулировку предмета договора: она должна четко указывать, что договор имеет своим предметом образовательные услуги по конкретной специальности. В противном случае невозможно будет даже опротестовать качество получаемых знаний. Договор должен содержать указания на уровень образования, срок обучения, размер платы за обучение. Срок действия договора в надежном вузе всегда совпадает с продолжительностью обучения в нем. Заключение договора на меньший срок может иметь неприятные последствия для студента в будущем, ибо вуз может не продлить его в одностороннем порядке.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у студента. При этом необходимо убедиться, что экземпляры договора идентичны, не содержат исправлений и помарок, имеют оригинальную печать, а не ксерокс печати высшего учебного заведения.
Государство устанавливает общие правила поступления в вузы.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Прием в высшие учебные заведения проводится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, а также результатам единого государственного экзамена. Недопустимо засчитывать в качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на различного рода платных курсах при вузах.
Общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в соответствии с нормативами.
Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимались в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могли быть установлены высшим учебным заведением.
Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются:
• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
• дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
• граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы;
• граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы.
Вуз представляет собой самостоятельное образовательное учреждение, а потому обладает автономностью.
Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.
Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством.
Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы. Это значит, что преподаватель может излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.
Организация образования в вузе должна соответствовать стандарту. Это документ, в котором прописаны важные основы обязательного обучения и воспитания студентов высшей школы. Он необходим для того, чтобы обеспечить качество образования, единство образовательного пространства. Это важно и для признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Подготовка профессионалов в вузе осуществляется в соответствии с государственными стандартами.
Любое высшее учебное заведение имеет свой устав. Устав вуза (изменения и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет.
В состав ученого совета входят ректор, который является председателем ученого совета, и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Уставами высших учебных заведений может быть предусмотрено создание попечительских советов. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор. В вузах предусмотрена должность президента.
Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.
Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.
Студенты высших учебных заведений имеют право:
1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы;
2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины;
4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведении, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;
5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений;
6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;
7) обжаловать приказы и распоряжения администрации;
8) получать образование по военной специальности;
9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.
Студент может получать стипендию за счет средств федерального бюджета в размере 900 рублей. Студентам — инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии увеличивается на 50%. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством РФ.
Нуждающимся студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.
По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск.
Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.
Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель.
Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам . местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать 5% размера стипендии.
Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.
Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение.
Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.
Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.
За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.
Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии.
Студент может совмещать учебу с работой и пользоваться при этом гарантиями и компенсациями, установленными законодательством Российской Федерации.
Подготовку юристов в России осуществляют академии, университеты, институты. В некоторых вузах есть специализация (уголовная, гражданская, О.Е. Кутафин (1937-2008) — основатель Московской государственной юридической академии государственно-правовая). В таких учебных заведениях студенты более подробно изучают профильные юридические дисциплины, необходимые в будущей профессии следователя или юрисконсульта фирмы. Во время обучения в вузе студенты слушают лекции, пишут курсовые работы, занимаются самостоятельно. Вместе с преподавателями от кафедр они организуют юридические клиники (студенты под руководством преподавателей оказывают бесплатно юридическую помощь малоимущим, населению региона).
Студенты закрепляют на практике свои умения, оказывают посильную помощь законодательным органам, депутатам, избирательным комиссиям, комиссиям по правам человека. Одновременно будущие юристы изучают профессиональную этику, риторику и другие науки, способствующие развитию общей культуры.
Развивается дистанционное юридическое образование. Его основу составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте.
Для студентов юридических вузов разработаны и специальные учебные курсы правовой информатики, которые позволяют грамотно организовать работу с юридической информацией. Россия участвует в Болонском процессе1 и интегрируется в систему европейского образования.

ИТОГИ
Современная система профессионального образования подвергается модернизации с целью обеспечения качественного, непрерывного образования. В процессе предоставления образовательных услуг учебное заведение разрабатывает и предлагает заключить договор. В практическом смысле при заключении договора обратим внимание на следующее:
Болонский процесс Движение, цель которого состоит в создании единого образовательного пространства стран Европы. Берет свое начало в 1999 г., когда министры образования европейских стран подписали Болонскую декларацию. Россия присоединилась к Декларации в 2003 г
1. Обучающийся и его родители выступают в роли потребителей и заказчиков услуг, а потому до заключения договора необходимо познакомиться с условиями обучения, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации вуза. Уточните место проведения образовательного процесса, кадровый состав вуза, учебный план.
2. Необходимо изучить условия договора об обязанностях и правах сторон, порядке разрешения споров, порядке оплаты обучения, изменения его цены.
3. Особое внимание обращают на порядок изменения и расторжения договора. По требованию потребителя образовательная организация обязана предоставить смету на оказываемые услуги. Неисполнение договора влечет ответственность сторон в виде санкций, которые оговариваются в договоре (неустойка, возмещение убытков)
.

ВОПРОСЫ
1. Какие существуют организационно-правовые формы высших учебных заведений? В чем заключаются их различия?
2. Какие вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца? На что следует обратить внимание абитуриенту, выбирающему вуз для дальнейшего продолжения образования?
3. Какие документы должен иметь вуз?
4. Что должно быть предусмотрено в договоре на обучение?
5. Какими льготами при поступлении в вуз обладают граждане РФ?
6. О каких правах студентов вам известно?

ЗАДАНИЯ
1. Подберите информацию о вузах страны, в которых проводится подготовка профессиональных юристов, и поясните особенности каждого вуза.
2. Составьте памятку для абитуриента, поступающего в вуз. Предусмотрите основные пункты, которые важны для грамотного поведения гражданина при выборе учебного заведения.
Проведите исследование по теме «Современный студент: его проблемы и успехи. Выясните, с какими проблемами столкнулись студенты первых курсов обучения, не разочаровались ли они в своем выборе, каких ошибок следует избегать при обучении в вузе и пр. Разработайте анкету для проведения исследования, а его результаты обсудите в классе.
3. Нормами каких отраслей права могут регулироваться образовательные отношения? Подберите конкретные примеры при разъяснении этого вопроса
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты