Текст ЕГЭ по Д. Орлову о чтении, благодарности учителю
Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ с проблемами и позицией автора
(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...(З) Было известно, что у него ость основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нем литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно и атом классе. (7) Судьба!
(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.
(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Битумом. (10) Кто очем, а я решил рассказать о море.
(11) О лаврах Айвазовского в прозе мечтать конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но все-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть - хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».
(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.
(16) Лучше всех тогда написал Коля Ворох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».
(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», Обрыв Гончарова, Писарев, Грибоедов и декабристы Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.
(24) «Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать все. (28) А весной получите по книге в подарок.
(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твердом переплёте. (30) 0н и сейчас у меня.
(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (ЗЗ) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.
(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?
(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»
(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»
(37) Надо было прожить не короткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращен, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...
(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.
(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (41) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.
(По Д. Орлову)
Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.
Основные проблемы
1. Проблема отношения к учителю. (Каким должен быть настоящий учитель?)
2. Проблема влияния учителя на познавательную и творческую активность учеников, их нравственное и профессиональное становление. (Как влияет учитель на познавательную и творческую активность своих учеников, их нравственное и профессиональное становление?)
3. Проблема приобщения школьников к чтению. (Как приобщить школьников к чтению?)
4. Проблема сохранения в душе взрослого человека чувства благодарности по отношению к учителю. (Как должен вести себя взрослый человек по отношению к своим уже пожилых учителям?)
Авторская позиция, позиция автора
1. Настоящий учитель — тот, кто способен увлечь процессом познания, любовью к своему предмету, возвышая своих учеников доверием к ним.
2. Учитель влияет на познанательную и творческую активность своих учеников, их нравственное и профессиональное становление, показывая ученикам любовь к своему делу, увлечённость своей профессией, искреннюю заинтересованность в результатах своего труда; он развивает в своих учениках тру долюбие, стремление к самосовершенствованию.
3. Увлеченность чтением самого учителя, его авторитет у учеников, умение порекомендовать лучшие книги, которые необходимо прочитать каждому, и те, которые могут увлечь школьников, вот главные способы приобщения к чтению
4. Нравственно зрелый человек навсегда сохранит в душе благодарность учителям, которые помогли ему найти дорогу в жизни, раскрыли его способности
Текст ЕГЭ по Д. Орлову
Исходный текст с проблемами и позицией автора для сочинения ЕГЭ по русскому языку
(1) Аптека души…(2) При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души». (3) Аптека – место, где делают и продают лекарства, чтобы лечить болезни человеческого тела. (4) А что же такое «аптека души»?
(5) Однажды в нашей 607-й школе появился новый учитель. (6) Директор объяснил, что это наш новый преподаватель литературы, что зовут его Александр Александрович Титов, что просит любить его и жаловать. (7) Всё это время с лица гостя не сходило выражение лёгкой досады: (8) «Ну ладно, хватит уже, оставьте, мы разберёмся сами».
(9) Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно. (10) По программе на этом уроке полагалось начинать «проходить Толстого». (11) Мы и начали. (12) Но как!
(13) Уже через несколько минут новый учитель лицом к классу, раскрыв томик Горького, стал неторопливо и вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.
(14) Мы, что называется, оторопели. (15) Оторопели прежде всего от непривычности проявленного к нам доверия: можно слушать, можно и отключиться. (16) В классе повисла абсолютная тишина. (17) Захватила сама увлекательность такого труда – слушать, только слушать, а не записывать, и не напрягаться для ответов, не тосковать от обязательности запоминания. (18) И захватила магия звучащего мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто разогревала воздух, погружала нас, слушающих, в гипнотическую словесную ауру.
(19) Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам без скидок на нашу возможную неготовность оценить её по достоинству. (20) Тем не менее слушайте, тянитесь, верьте в себя – это теперь принадлежит и вам тоже! (21) Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.
(22) В центре послевоенной хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от предложенных ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда голодных, обношенных и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым зовом непременно состояться мальчишек, – в таком вот классе звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике.
(23) «Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шёл к нему в Гаспру берегом моря и под именем Юсупова, на самом берегу, среди камней, заметил его маленькую, угловатую фигурку, в сером, помятом тряпье и скомканной шляпе. (24) Сидит, подперев скулы руками, – между пальцев веют серебряные волосы бороды, – и смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно подкатывают, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе старому ведуну…(25) В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее, чародейское, углублённое во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую пустоту над землёй, как будто это он – его сосредоточенная воля – призывает и отталкивает волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно шевелят камни, будят их…(26) Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль:(27) «Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!»
(28) Не сиротами были и мы, потому что был этот человек. (29) Сан Саныч пронзил наши души Толстым – с помощью горьковского текста, дал нам лекарство от всяческого безобразия. (30) Каким образом директор раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (31) А теперь и не спросишь…(32) Может быть, они вместе воевали…(33) Александр Александрович, которого мы сразу упростили до Сан Саныча, был контужен под Сталинградом. (34) С тех пор плохо слышал. (35) Глухота у него получалась странная: в определённом регистре она вообще не давала о себе знать, но если собеседник форсировал голос, она сразу себя сказывала. (36) Тогда он просил, чтобы мы говорили тише. (37) Но это нам не мешало. (38) Именно там, на занятиях у Сан Саныча, мы услышали известную запись голоса Льва Толстого – обращение к яснополянским детям. (39) Перенесённый с эдисоновских восковых валиков на пластинку голос слышен отчётливо в каждом слове: (40) «Спасибо, ребята, что ходите ко мне!.. (41) А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. (42) Помните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро».
(По Д. Орлову*)
Основные проблемы текста
Проблема роли личности в воспитании человека (В чём заключается роль отдельной личности в формировании мировоззрения человека? Почему школьный учитель литературы запомнился автору на всю жизнь?)
Проблема влияния литературы на мировоззрение человека (В чём проявляется влияние искусства слована личность?)
Проблема преподавания литературы (Как правильно знакомить детей с литературой?)
Позиция автора
Человек, увлечённый своим делом, открытый, добрый привлекает к себе других людей; по воспоминаниям автора, таким был его школьный учитель литературы, определивший во многом мировоззрение ребят Марьиной Рощи, научивший их любить книгу; поэтому он и запомнился автору.
Истинная литература формирует жизненную позицию, нравственные принципы человека, очаровывает глубиной мысли и магией слова, прививая любовь к прекрасному.
Знакомство с литературой должно быть творческим, увлекательным процессом
|