Текст ЕГЭ по В. Солоухину
Исходный текст для сочинения ЕГЭ по русскому языку с проблемами и позицией автора
(1) Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2) Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.
(3) Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4) Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.
(5) Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6) Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.
(7) Ну за что он меня ударил? (8) Главное, тайком, под-крался сзади. (9) В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.
(10) Вскоре созрел план мести. (11) Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12) А там, в лесу, и набью морду. (13) Просто и хорошо.
(14) В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (15) Витька посмотрел на меня подозрительно.
— (16) Да уж... (17) Я знаю, ты драться начнёшь. (18) Отплачивать.
— (19) Что ты, я забыл давно! (20) Просто пожжём теплинку.
(21) Между тем положение моё осложнилось. (22) Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (23) Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще.
(24) А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.
(25) Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом-нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (26) Я так всё точно и живо вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (27) 3начит, я накалился и готов к отмщению.
— (28) Смотри, смотри! — закричал Витька уже на горе, показывая на круглую норку. — (29) Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (30) Давай раскопаем? (31) Может, там мёду полно.
(32) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»
(ЗЗ) На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (34) Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.
— (35) Айда за солью! — предложил Витька. —
(Зб) Далеко ли овраг перебежать. (37) Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.
(38) «Айда за солью! — думал я, лелея по-прежнему свой злодейский замысел. — (39) Только не думай, что всё так и кончится. (40) Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!»
(41) Мы принесли соль и два куриных яйца.
— (42) Теперь давай ямку копать.
(43) В ямку мы положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (44) Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен... (45) Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой...
— (46) Бежим на речку, — говорю я Витьке. —
(47) Помоемся там, а то вон как перемазались.
(48) Водички попьём холодненькой.
(49) Ну вот, и попили, и умылись. (50) Делать больше нечего, надо идти домой. (51) Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (52) Витька доверчиво идёт вперёд. (53) Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!
(54) Что стоит? (55) А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.
(56) Да и злости я уже не слышу в себе. (57) Так хорошо на душе после этой теп л инки, после этой речки! (58) Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка — вечно он что- нибудь интересное придумает.
(59) Ладно! (60) Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (61) А теперь — ладно.
(62) Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. (63) И мы заходим в село как лучшие друзья.
(По В. Солоухину)
Солоухин, Владимир Алексеевич (1924-1997) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
Основные проблемы, проблемы текста
1. Проблема необходимости мести. (Необходимо ли мстить человеку, который нанёс обиду? Нужно ли искусственно подогревать уже забытую обиду? Допустимо ли мстить человеку, испытывающему по отношению к предполагаемому мстителю доверие?)
2. Проблема овладения умением прощать обиды. (Почему важно уметь простить обидчика?)
3. Проблема ожидания обидчиком мести. (Какие чувства испытывает человек, нанёсший обиду другому и ожидающий за это расплаты?)
Авторская позиция, позиция автора, мнение автора
1. Нет необходимости мстить человеку, который чем-то обидел. Искусственное разжигание уже забытой обиды может лишить человека радости, стать тяжким грузом, надуманной, тяготящей обязанностью. Недопустимо мстить человеку, который доверяет предполагаемому мстителю, услышав от него слова прощения.
2. Важно уметь простить товарища, который бездумно нанёс обиду, потому что это даёт внутреннюю свободу от придуманной обязанности быть мстителем, возвращает радость, которую приносит дружба и всё с нею связанное.
3. Человек, нанёсший обиду другому, испытывает боязнь и напряжение, и нужно помнить о том, что обидчика ожидают эти неприятные ощущения и недоверие, неприязнь со сто-роны переживающего эту обиду