10.1. Личность в системе социальных взаимодействий

10.1. Личность в системе социальных взаимодействий

Социология опирается на достижения всех наук в области исследования феномена человека. Однако ее интересует прежде всего личность — социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение качеств, формирующихся у людей в процессе общежития в обществе как среде жизни человека. Человек выступает одновременно и как субъект, и объект социальной жизни.
Разговор о личности необходимо начать с таких сопряженных понятий, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», ибо понятийный аппарат всегда играет большую ориентирующую и организующую роль в изучении и понимании проблемы. Более того, человек всегда стремится получить сведения, которые помогут ему лучше разобраться в себе и других. А трудности начинаются с понятия «личность», однозначной трактовки которого, несмотря на частое употребление в науке, не существует1.
Человек — социально-природное существо. Он выделился из естественного мира и обрел черты, особенности как существо общественное, мыслящее, духовное, творческое. Это родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду.
Как существо общественное, человек стремится объединяться с себе подобными, чтобы жить, реализовывать свои потребности. Его социализация носит исключительно искусственный характер, зависит от облагораживающего влияния человеческой культурной среды. Как существо мыслящее, он сохраняет, трансформирует, передает и совершенствует опыт других, учится кодировать элементы своего опыта и моделировать всевозможные ситуации. Как существо духовное, он живет в мире своих представлений, воображения, правил, ценностей. Как существо творческое — создает разнообразные искусственные материалы для удовлетворения потребностей, присущих человеческой природе, переосмысливает социальные ценности, создает новые формы ассоциации, чтобы полнее реализовать свой потенциал.
Индивид — характеристика единичного человека в его особенном измерении как отдельного представителя человеческого рода или социальной группы. Как биосоциальное существо, он имеет как типические, так и особенные черты, но вместе с тем концентрирует в себе некоторые общие черты, присущие всему человеческому.
Индивидуальность выражает уникальность, неповторимость, присущие данному человеку, отличающие его от всех других. Такие индивидуальные особенности обусловлены и наследственностью, и прижизненным влиянием окружающей среды. Это сплав врожденных и приобретенных черт: темперамента, психологических черт, манеры и стиля исполнения социальных ролей, предпочтений, интересов и т.п.
Личность — это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Здесь отражена исходная парадигма социологического определения человека как личности — признание его социокультурной обусловленности.
При таком подходе личность — это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко — социальной жизни. Природное, биологическое в личности не исчезает, но в личности оно значимо лишь в тех проявлениях, которые важны для социальной жизни.
Между особенностями человека как индивида и его личностью имеется глубокая связь: личность есть продукт развития индивида в обществе. Индивид выделяется из нерасчлененной племенной общности в процессе социально-исторического развития. Черты личности он обретает много позже — она начинает выкристаллизовываться как автономный по отношению к общности и обществу субъект социальной деятельности с возникновением письменности, мировых религий, культуры, этнической рефлексии, мира ценностей.
Процесс кристаллизации личности продолжался несколько столетий. Завершается он в эпоху Возрождения. Последовавшие за ней буржуазные революции, возникновение индустриальной цивилизации и свойственной ей культуры завершили процесс выделения и обособления личности. Интерес к личности, к оценке ее сущности, структуры особенно активизировался с возникновением социологии.
Итак, чтобы индивид стал личностью, требуется не только время. Необходимо, чтобы он постоянно находился в человеческом обществе, вступал с ним в те или иные отношения. Формирует личность связь «человек — общество». Иначе говоря, связь с другими людьми и миром культуры. Только благодаря этой связи человек приобретает качество социального.
Формирование личности определяет деятельность как вид человеческой активности, направленной на осмысленное изменение окружающего мира, достижение поставленной цели. Целенаправленная и осмысленная, она как бы распределяет сложившиеся у человека отношения с окружающим миром по степени важности для человека в данный период жизни. Те отношения, которые были главными, могут уступить свое место, и на высших ступенях воображаемой лестницы оказываются совсем другие. Для дошкольника главная деятельность — игра, для ученика и студента — учеба, для специалиста — работа. Эта ведущая деятельность рождает совсем новые отношения.
Таким образом, определяя сущность личности, самые разные исследователи пытались выделить ее структурные компоненты. Все были едины в том, что эти компоненты определяются не физической или биологической природой личности, а степенью освоения ею в процессе активной деятельности идей, норм, ценностей социальной среды и множественных социальных ролей.
Разработанная П.А. Сорокиным в «Системе социологии» теоретическая модель личности отражает подходы многих ученых:
(1) личность формируется, развивается и действует в системе совершенно определенных социальных координат;
(2) каждый индивид принадлежит не к одной, а сразу к нескольким социальным группам (профессиональной, политической, общественной), и каждая из них налагает на личность свой отпечаток, определяет ее социальное положение, шлифует социальные грани;
(3) значение этих групп для личности неодинаково. Есть группа, в которой он, индивид, чувствует себя связанным более тесно, именно там он черпает нормы, ценности, установки своего поведения. Личность в одно и то же время целостна и мозаична. Она распадается на ряд «Я», часто противоположных друг другу.
В качестве примера Сорокин приводит личность вождя Французской революции Робеспьера. Сердобольный, мягкий, простой в общении, сентиментальный в домашней обстановке, он на заседаниях Конвента был резок и жесток, требовал казни жирондистов, Дантона, Гебера и Демулена. «Перед нами два различных человека, коренным образом несходные друг с другом. Перед нами два различных “Я”, заключенных в один организм»1.
Такая двойственность, мозаичность личности обусловлена тем, что, будучи членом различных групп, каждый индивид вынужден выполнять различные функции, требуемые от него этими группами. Как член семьи, он должен думать о средствах для ее существования, воспитывать детей, обеспечивать быт и досуг семьи. Как гражданин, он принимает участие в выборах, соблюдает требования закона. Как член политической партии — посещает собрания, выполняет поручения, соблюдает устав. Как член религиозной общины — посещает храмы, соблюдает религиозные ритуалы.
Таким образом, на сцене социальной жизни одно «Я» в пределах одной личности соединяется с другими, отличными от него «Я». Изменяется место индивида в системе социальных координат — неизбежно изменяется его положение в обществе, требующее от него новых способов самовыражения1. В условиях экстремальных, в эпохи революций, когда все «покрыто мутью перестройки» (П. Сорокин), особенно интенсивно происходит массовая деформация душ и поведения людей, смена взаимодействий различных «Я».
Итак, автономия личности, способной к социальному ответственному поступку, выкристаллизовывается из противоречий внутреннего и внешнего выбора.

1 См.: Эфендиев А.Г. Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы // Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. М., 2002. С. 455.
1 Сорокин П.А. Положение личности в системе социальных координат // Система социологии. Т. 2. М., 1994. С. 562—563.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты