12.5. Теории социальных изменений
В социологии имеются различные методологические подходы к анализу социальных изменений. Остановимся на трех основных группах:
(1) эволюционные теории;
(2) теории циклического развития;
(3) теории революционных социальных изменений.
Эволюционные теории социальных изменений
Выделяют четыре вида этих теорий:
(1) классический эволюционизм;
(2) неоэволюционизм;
(3) теория модернизации;
(4) теория постиндустриального общества.
Классический эволюционизм Классическая эволюционная теория утверждалась в XIX — начале XX в. основателями социологии О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Можно выделить ее следующие основные положения:
(1) социальные изменения совершаются эволюционным путем, то есть естественным образом без насилия и революции;
(2) существуют объективные законы развития общества;
(3) эти законы могут быть открыты и использованы человеком;
(4) социальные изменения в истории совпадают с прогрессивным развитием общества.
Основной вопрос социологического эволюционизма — вопрос об определяющем факторе социальных изменений, открытие которого могло бы привести к выявлению законов общественного развития и критериев общественного прогресса (см. материалы настоящей главы).
Для Конта таким фактором являются человеческий разум и знание. В соответствии с этим он выделяет три стадии эволюции: теологическую, метафизическую и позитивную. Для Спенсера это усложнение общественной жизни, увеличение ее дифференциации, структур и функций, сопровождающихся ростом интегративных процессов в обществе. В связи с этим процесс эволюции предстает как переход от «военного» общества к «промышленному» обществу. Дюркгейм основным фактором эволюции считал разделение труда. На этом основании он выделяет две последовательные стадии эволюции: общество «механической солидарности» (традиционное общество) и общество «органической солидарности», основанное на разделении труда.
В основе классического эволюционизма лежат следующие методологические положения:
(1) социальный детерминизм — всякое новое состояние общества обусловлено его более ранним состоянием;
(2) фатализм — социальное развитие рассматривается как неотвратимый и неизбежный процесс;
(3) однолинейность развития — изменение происходит всегда одним и тем же путем от низшего к высшему.
Классическая эволюционная теория социальных изменений сыграла важную роль в понимании характера и причин исторического развития. Однако у этой концепции были существенные недостатки. В частности, ее авторы рассматривали развитие общества на длительном этапе его развития, в большой исторической перспективе, но не смогли адекватно определить промежуточные стадии развития между простыми (ранними) и сложными (современными) обществами. Кроме того, они рассматривали социальные изменения только как однолинейный процесс и не обращали внимания на многолинейный характер социальных изменений, что, с точки зрения современных синергетических и целостных философских представлений, не выдерживает абсолютно никакой критики.
НеоЭВ0ЛЮЦИ0НИЗМ Представители этого направления, возникшего в середине XX в., рассматривали социальные изменения в соответствии с принципами эволюционной теории, но они пытались преодолеть недостатки классического эволюционизма. Наиболее заметное выражение неоэволюционизм получил в работах Т. Парсонса, представителя структурного функционализма. В своей критике прежнего эволюционизма он утверждал, что эволюция не является однолинейной, а идет одновременно во многих направлениях и включает в себя целый ряд стадий в общем эволюционном процессе — от первобытного к современному обществу. Заключительная стадия социальной эволюции — развитой индустриализм, который является «концом» эволюционного процесса. В связи с этим у Парсонса наблюдается тенденция рассматривать одно собственное общество — США в качестве «самого современного и прогрессивного», ибо оно в большей степени, чем все другие, способно, по его мнению, к адаптации, которая и является одним из основных механизмов социальной эволюции. Всего же он выделяет четыре таких механизма эволюции:
(1) дифференциация — усложнение социальной структуры;
(2) адаптация — новый способ соотнесения социальной системы с окружающей средой при использовании ее ресурсов. В обществе в целом функции адаптации выполняет экономика, в том числе новая техника;
(3) увеличение объема членства в обществе (инклюзия);
(4) обобщение ценностей. В современном изменяющемся обществе ценности и нормы все в большей степени становятся всеобщими, все больше утверждаются представления об универсальных правах, идеалах и ценностях, независимых от типа социальной системы (например, Декларация ООН о правах человека).
Еще один важный момент теории Парсонса — утверждение, что социальные системы всегда тяготеют к равновесию, даже в том случае, если они не могут достичь его в действительности. Поэтому социальное изменение — это движение от одного состояния равновесия социальной системы к другому. Этот момент вызвал критические замечания оппонентов Парсонса за то, что он не уделяет должного внимания месту и роли конфликта в социальном изменении.
Таковы основные социологические теории эволюционизма. Свое продолжение это направление в объяснении социальных изменений находит в таких концепциях, как теория модернизации и теория постиндустриального общества.
Теория модернизации Как модель социального изменения эта концепция становится широко известной в 1950—1960-е годы. Предложенная американскими социологами, эта теория выступила той парадигмой (моделью), которая объясняла глобальный процесс развития, в ходе которого традиционные (аграрные) общества достигают состояния современного общества (общества модерна).
Теория модернизации возникла как некоторая попытка дать ответ на вопрос о путях развития обществ Третьего мира, то есть бывших колониальных стран (главным образом Азии, Африки и Латинской Америки), которые обрели свою свободу и независимость во второй половине XX в. Можно выделить следующие основные принципы этой теории:
(1) резкое противопоставление современного общества традиционному обществу. Под традиционным обществом имеется в виду преимущественно сельское, аграрное, относительно статичное общество, под современным обществом — изменяющееся, индустриальное, урбанизированное общество, в котором произошла модернизация, начало которой было положено в XVIII в. в Европе промышленной революцией;
(2) переход от традиционного к индустриальному обществу происходит эволюционным путем, а сами социальные изменения носят однолинейный характер;
(3) основные факторы и механизмы модернизации — дифференциация структур и функций социальной системы, при одновременной интеграции ее базовых элементов; преодоление и замена традиционных ценностей на ценности, способствующие социальному развитию и прогрессу.
В общем социологическом плане модернизацию можно определить как регулируемый и целенаправленный процесс, в ходе которого традиционное общество достигает состояния такого общества, которое признается современным, то есть состояние модерна. В целостном процессе модернизации приверженцы этой теории выделяют такие его аспекты, как экономическая, политическая, социальная и культурная модернизации.
Теория модернизации, как отмечалось, тесно связана с концепцией эволюционизма. Но в классическом эволюционизме развитие рассматривается как спонтанное, имманентное осуществление внутренних тенденций и законов общественного развития. В отличие от этого в концепции модернизации развитие рассматривается скорее как социальное изменение, задуманное и направляемое извне. Модели современного общества, его образцы и ценности, по мнению авторов этой теории, находят свое воплощение в обществах Западной Европы и США, и ценности именно этих стран (вспомним здесь слова Ф.М. Достоевского об этих западных «ценностях» — «несвятых святынях»!) рекомендованы (кем и с какими целями?) к распространению на весь мир. Критики этой теории не случайно утверждают, что эта концепция социальных изменений навязывает западную модель развития и отвергает возможность новых форм общества. Иначе говоря, в таких практиках прослеживается стремление продлить и далее те порядки и «правила игры» в современном социуме, которые нужны Западу для продления своих, прямо скажем, колониальных времен. Не так ли?
Теория постиндустриального общества Разделяя основные положения эволюционизма, эта теория пытается создать образ будущего посредством экстраполяции имеющихся тенденций социального развития. Она стремится обрисовать ту социальную картину, которая осуществится после реализации всего потенциала развития индустриального общества.
Теория постиндустриального общества возникла в конце XX столетия. Ее представители Д. Белл, Дж.К. Гэлбрейт, А Турен, О. Тоффлер, Дж. Несбит и др. исходят из методологической установки технологического детерминизма. Согласно этой концепции, решающая роль в социальных изменениях принадлежит технологическим изменениям, которые происходят в прогрессе технологических революций:
(1) промышленная революция XVIII—XIX вв.;
(2) научно-техническая революция 1950—1960-х годов;
(3) информационно-компьютерная революция конца XX в.
В соответствии с этим главным тезисом Д. Белл выделяет три стадии исторического процесса:
(1) доиндустриальное общество;
(2) индустриальное общество;
(3) постиндустриальное общество.
В работе «Пришествие постиндустриального общества» Белл пишет, что на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное общество, которое характеризуется следующими основными чертами:
(1) общество все более становится информационным, основанным на знании и производстве нового знания. Здесь теоретическое знание становится «осевым принципом» общества и является главным источником инноваций, формирования политики и социальных изменений вообще;
(2) в экономической сфере деятельности на первое место вместо производства товаров заступает производство услуг;
(3) изменяется классовая структура общества — утверждение нового «осевого принципа» приводит к преобладанию профессионалов и технических специалистов, которые составляют новый интеллектуальный класс;
(4) основное воздействие на принятие решений во всех сферах общественной жизни (экономической, политической и социальной) оказывают новый интеллектуальный класс и новые интеллектуальные технологии.
Другие представители теории постиндустриального общества, развивая и конкретизируя названные положения, отмечают также такие тенденции и черты этого общества, как растущая власть менеджеров, превращение теоретического знания в непосредственную силу, «революция менеджеров», глобализация, компьютеризация и т.д.
Следует отметить, что концепция постиндустриального общества хотя и получила широкое распространение, однако ее основные черты пока еще далеки от воплощения на практике даже в развитых странах. Современные общества все еще далеки от реализации таких важных идей постиндустриального общества, как «общество досуга», «общество всеобщего изобилия» и т.д., то есть не преодолели стадию индустриализма.