Противоречивый характер социального прогресса
Думается, что представленные противоположные позиции по проблеме прогресса имеют свои основания. Сам реальный прогресс объективно противоречив. Всякое социальное изменение можно оценивать с разных позиций и в разном отношении — «всему дана двойная мера». Действительно, развитие производства, науки, инноваций, техники, компьютеризация, урбанизация и т.д. — все они несут с собой великие блага для человечества. Но вместе с тем с этими изменениями связаны и многие негативные явления, возникающие в процессе их реализации. Примером этого могут служить многочисленные глобальные проблемы, с которыми сегодня столкнулось человечество.
С противоречивым характером социального прогресса связана и его относительность. Понятие прогресса всегда принципиально ре- лятивно — как в историческом плане, так и с точки зрения субъекта, который оценивает то или иное социальное изменение. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России сегодня многими нашими соотечественниками оценивается уже не как прогрессивное явление, а как отрицательный фактор исторического процесса. Далее, идеалы прогресса всегда выступают как нечто должное, отличное от сущего. А понимание этого должного и путей его достижения может принципиально расходиться у различных социальных классов, групп и отдельных личностей.
Но, несмотря на все трудности и противоречивость позиций в понимании социального прогресса, на имеющиеся сомнения и пессимизм по отношению к нему, многие представители социальной мысли полагают, что понятие прогресса сохраняет свою ценность, но это принципиально другая его значимость — не та эпохально универсалистская и все подчиняющая в социальном мире, а совсем другая, скромная и не претендующая на главенство во всем. Теперь признание идеи прогресса и самого реального прогресса имеет всего лишь некое эвристическое значение и определенный оптимистический социальный смысл, без которого человеку было бы еще тяжелее понимать и оценивать свое истинное положение в этом мире. Прогресс, его ценности и идеалы (Благо, Добро, Справедливость, Красота и т.д.) должны по-прежнему являться ориентирами социальных изменений — как для человечества, так и для каждого нормального человека. Без этих ценностей и идеалов навсегда теряются сами смыслы истории и существования личности. Помимо этого идея прогресса и необходимость ее утверждения имеют определенное интегративное значение — ведь под знаменем прогресса всегда объединялись различные социальные силы — далеко не всегда, правда, передовые.
Актуальность идеи прогресса и его реальность выражаются также в утверждении общечеловеческих ценностей и естественных прав и свобод человека, поскольку их реализация отвечает интересам всех (или, по крайней мере, большинства) людей. Так, вероятно, мало кто будет возражать против наличия социального прогресса в увеличении продолжительности жизни, в отказе от войн как средства разрешения конфликтов, расширении прав и свобод человека, утверждении гражданского общества и т.д. А между тем это и есть реальные проявления определенного социального изменения — как в сторону прогресса, так и в противоположную сторону — к регрессу. В этом плане самой неполной и ошибочной будет точка зрения некоего рафинированного движения общества — либо только со знаком плюс, либо только со знаком минус. Вот такой трактовки социальных изменений не место в современной социологии. В связи с этим более правильно использование не понятия «прогресс», а понятие «социальное движение», имеющего в виду одновременно и положительные и отрицательные изменения в обществе.
К критериям прогрессивных процессов, правда со множеством оговорок, следует отнести и качественное улучшение основных факторов социальных изменений:
(1) окружающей среды;
(2) структуры народонаселения;
(3) экономического фактора;
(4) повышения уровня и качества жизни человека;
(5) степени распространения инноваций во всех сферах жизнедеятельности общества;
(6) улучшения социокультурных условий жизни человека и т.д.
Помимо отмеченных, можно было бы назвать и многие другие,
более конкретные критерии социального прогресса. Но, как подчеркивают многие авторы, основной и универсальный интегративный критерий прогресса связан все же в первую очередь с его гуманистическим смыслом. Всякое социальное изменение является прогрессивным, если оно приводит к возвышению самого человека, способствует его дальнейшей самоактуализации и имеет своим результатом повышение уровня благосостояния и качества жизни личности.
1 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999. С. 169.