Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Социология arrow Социология учебник В.К. Батурина arrow 15.2. Закономерности развития, типология и функции культуры

15.2. Закономерности развития, типология и функции культуры

15.2. Закономерности развития, типология и функции культуры

Развитие культуры характеризуется определенными закономерностями.
1. Существует взаимосвязь культуры и системы воспроизводства материальной жизни. Материальные условия общественной жизни в конечном счете определяют содержание культуры. Данная закономерность наблюдаема в окружающей нас действительности: изменения в способе производства, переход к рыночной экономике сопровождаются изменениями в ценностной ориентации и в функционировании различных сфер культуры. Например, девальвирован принцип самоценности духовной жизни; происходит вестернизация культуры. В мотивациях получения высшего образования у российских студентов преобладает стремление к приобретению профессии с целью добиться успеха в жизни. Социологические исследования показывают, что труд переместился на периферию ценностного сознания — молодежь не включает его в перечень наиболее значимых ценностей. А при обсуждении в фокус-группах вопросов о роли и значении труда, его характере и содержании, удовлетворенности им, доминирующими оказались ценности-средства, явно указывающие на значимость сугубо материальных соображений при оценке труда1.
Известны исследования по социологии культуры М. Вебера. Изучая причины падения античной культуры, он пришел к выводу, что ими явились особенности социально-экономического строя античного общества. Античная культура была городской, экономической основой античного города служил обмен продуктов городского производства на сельские продукты, что обеспечивало самодостаточность города. Увеличение имущественного неравенства привело к появлению рабовладения. Рабовладелец был экономическим носителем античной культуры, а организация рабского труда — необходимой основой римского общества. С исчезновением экономической основы римских городов, рабства, обмена, постоянного войска исчез и сам город, а с ним — античная культура, которая сменилась культурой деревенской2.
В исследовании религий М. Вебер выявляет их социальных носителей и дает их социально-классовую характеристику. Он определяет буддизм как религию странствующих монахов, настроенных созерцательно и не приемлющих мир (один из видов религии интеллигенции). Иудейство является религией городского народа, в Средние века оно было переработано «представителями рационалистической мелкобуржуазной интеллигенции пролетарского типа». Индуизм — религия касты литературно образованных жрецов; конфуцианство представляет собой этическую систему слоя литературно образованных, рационалистически настроенных чиновников; ислам является первоначально «религией воинов, завоевателей мира, религией рыцарского ордена, дисциплинированных борцов за веру».
Христианство, возникшее как учение странствующих ремесленников, так и остается преимущественно городской буржуазной религией; его главная опора — западноевропейский город во всем его своеобразии.
Таким образом, культура взаимосвязана с другими сферами жизнедеятельности людей.
2. Культура влияет на социально-экономические процессы; социально-экономическое состояние общества определяется типом и особенностями культуры.
В знаменитой работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» показано, как протестантские ценности повлияли на становление капитализма в Западной Европе. Именно благодаря им капитализм, по мнению Вебера, стал типично европейским феноменом. Капитализму в эпоху его возникновения нужны были определенные психология и идеология, и он создал их из материала религиозных верований, уже существовавших до капитализма. Развившиеся религиозные учения Реформации создали субъективные предпосылки капитализма. Протестантизм — религия активного мирского аскетизма, который способствовал накоплению богатства и образованию капитала, становлению «своеобразных типов хозяйствующих субъектов». Одно из центральных понятий протестантизма — Beruf, то есть дело, профессия; долг человека перед Богом — быть дельным работником, относиться к своему профессиональному труду как призванию, что означало для предпринимателя — нажива денег ради денег (капитала), а для работника — труд ради самого процесса труда, трудового образа жизни. Усилено, следовательно, нравственное содержание труда.
Протестантское учение о предопределении подчеркивало высшее предназначение социальной деятельности как выражающей стремление человека к совершенству. Разделение труда установлено свыше, провидение определило, к какой работе ты призван в этот мир. Работа
зажала в железные тиски аскетического долга личное потребление. Работа как самоцель развязала руки безграничному производству ради производства. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным обожествлением рукотворного; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией — сознанием избранности, объявлялось богоугодным делом и священной обязанностью верующего1.
Приобретение личного богатства оправдывалось сверхличными целями — устроением социального мира и служением Богу, рассматривалось как плата за вечное блаженство в потустороннем мире. Но в дальнейшем религиозные корни утилитаризма стали постепенно отмирать, а безличный, абстрактный характер приобретательской деятельности все более становился одним из принципов капиталистического производства. Капитализму нужны были рабочие, которые позволили бы себя экономически эксплуатировать во имя совести; когда он «стал властелином», то мог заставить их быть готовыми к труду и без посторонних премий1.
Таким образом, Вебер показал влияние религии на жизненное поведение, а через него — на хозяйственную этику и, далее, на развитие экономики. Но он обращал внимание, что сама экономика определяет характер того влияния, которое оказывает религия. Иначе говоря, отношение культуры и экономики являются очень сложными и взаимно опосредованными.
Можно добавить, что развитие западного капитализма неразрывно связано с такой формой культуры, как наука; Западом было освоено технологическое применение фундаментальных наук, которое распространилось по всему миру. Но отнюдь не везде появился капитализм западного типа, так как особенности культуры корректировали способ функционирования капитала. В качества примера приведем опыт развития Юго-Восточной Азии, где появились новые индустриальные страны. Они продемонстрировали новые возможности развития капитализма без разрушения собственной культуры, без смены культурной идентичности. Произошло, казалось бы, нечто парадоксальное: старые ценности явились источником социальных институтов индустриального и постиндустриального общества.
Речь идет о том, что процессы модернизации экономики в этих странах задействовали такие черты традиционной культуры, как коллективистский характер общества и морали, невыделенность индивидуальности, авторитарность власти и ценностей, подчинение инструментальных ценностей мировоззренческим, жесткий мировоззренческий контроль, терпеливость, фатализм, готовность к трудовой аскезе.
При переходе к постиндустриальному обществу будет возрастать роль культуры, духовной и интеллектуальной эволюции индивидов. Так, развитые страны импортируют квалифицированные кадры, по всему свету идет «охота за мозгами». В XXI в. в мире обострилась борьба за интеллектуальный капитал, и она переместилась в наиболее значимые сферы образования и науки. Решение задач по преодолению последствий кризиса в России во многом зависит от культурной среды. Так, «нормальное» функционирование рынка предполагает сформированный экономический интерес, нравственную мотивацию труда, инициативность и дисциплинированность, демократию как стиль жизни, ответственность и др.
3. Для культуры характерна неравномерность, а отсюда и противоречивость развития. Данные закономерности выражаются разнообразно.
(1) Существует разница в доступе к культурным ценностям различных слоев и групп населения, особенно если он зависит от уровня материального обеспечения людей (сопоставьте возможности городского и сельского жителя, элитарное и массовое образование, обратите внимание на цены периодических изданий, книг и др.).
(2) Этапы развития культуры не соответствуют этапам развития иных сфер общественной жизни или общества в целом. Широко известно, что «золотой век» русской культуры XIX в. приходился на то время, когда сохранялись отсталые формы экономики, в частности крепостничество.
(3) Существует неравномерность в развитии форм и видов культуры. На уровне личности могут не совпадать уровень образования и уровень воспитания, профессиональная культура и культура коммуникативная. П. Сорокин пишет о неравномерности в развитии искусства, по его мнению, каждая культура проходит цикл в три стадии — архитектура, скульптура, живопись. А музыка вообще отстает от социальной эволюции — Баха, Генделя нужно «поместить» на столетие назад, чтобы найти то общественное сознание, которое соответствовало их художественному сознанию, Моцарт и Бетховен выражают ту «трогательную философию жизни, которая существовала гораздо раньше»1.
4. Существует внутреннее взаимодействие структурных элементов культуры. Каждый из элементов испытывает на себе воздействие других, в результате чего происходят изменения в культуре, формируется определенный тип культуры. Так, есть тесная взаимосвязь между наукой и организацией системы образования, между языком и литературой, между способами хранения культурной информации (устная традиция, письменность, книгопечатание, компьютеры) и ее распространением, между философией и естествознанием.
5. Существует преемственность в развитии культуры. Она может быть вертикальной, или временной, когда на данном этапе своего развития культура опирается на предшествующие достижения, вбирает из прошлого то, что способно к дальнейшему развитию, осуществляя тем самым связь прошлого, настоящего и будущего. Вертикальная преемственность нередко искажается. Одно искажение проявляется в негативном отношении к наследию прошлой культуры, что нередко бывает в переломные, революционные периоды общественного развития. Другое искажение проявляется в стремлении сохранить, воспроизвести прошлую культуру, хотя в общественной жизни нет для этого оснований и условий.
Горизонтальная, или пространственная, преемственность означает взаимодействие, взаимодополнение, взаимообогащение одновременно существующих культур (российской и западной, российской и китайской, например). Данная преемственность также нередко искажается. Формами искажения являются релятивизм (некритическое отношение к иной культуре, преклонение перед ней) и этноцентризм, «культурный нарциссизм» (самолюбование собственной культурой, враждебность чужим культурам, противопоставление им, что может быть использовано как средство национального единения в самых различных целях).
6. Особая роль в развитии культуры принадлежит творчеству, а в процессе культурного творчества — личности. Каждый этап развития культуры, как правило, характеризуется деятельностью выдающихся личностей. С другой стороны, надо иметь в виду, что культура живет, будучи усвоенной «обычными», не выдающимися личностями, и благодаря им сохраняется.
7. В процессе развития культуры взаимодействуют ее общечеловеческое, национальное и социально-классовое содержание. Культурные универсалии преломляются через своеобразие бытия социального слоя, класса, нации и выражаются специфически.

1 Вежбицкая А. Язык, культура, познание. М., 1997. С. 33—34.
1 Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социс. 2008. № 2. С. 85.
2 Вебер М. Избранное: образ общества. М., 1994. С. 447—466.
1 Вебер М. Избранное: образ общества. С. 599.
1 Вебер М. Избранное: образ общества. С. 624.
1 Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000. С. 102—103.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты