15.3. Типологии культуры
В социологии существуют несколько подходов к типологии культуры в целях ее теоретического и эмпирического исследования. Назовем наиболее распространенные из них:
(1) по типу общества, определяемому формацией или цивилизацией, — античная культура, средневековая культура, культура буржуазного общества, современная культура и т.п.;
(2) по носителю — личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества;
(3) по видам — материальная и духовная культура, противопоставление которых относительно, поскольку материальная и духовная стороны жизнедеятельности людей взаимосвязаны и взаимообусловлены;
(4) по характеру — религиозная и светская;
(5) по функциональной роли — общая (обыденная) и специализированная (профессиональная);
(6) по преобладанию способа социализации и отношения человека к другому человеку — культура вины и культура стыда. В культуре вины преобладают механизмы социализации, связанные с актуализацией самосознания, самоконтроля. Важнейшим понятием культуры является индивидуальная свобода: нередко для человека внутренняя самооценка важнее мнения окружающих людей. Чтобы свобода не обернулась произволом, в культуру введены понятия греха, вины, которые регулируют поведение человека, удерживая его в культурных рамках благодаря личным усилиям. В культуре стыда преобладают не внутренние, а внешние регуляторы поведения. Для человека важнее не самооценка, а оценка со стороны окружающих. Свое поведение человек сопоставляет с принятыми ценностями, нормами и, в случае несоответствия им, испытывает чувство стыда и изменяет образ жизни, мысли;
(7) по специфике социокультурной динамики и трансляции культурных образцов различают первобытную, традиционную, классическую и неклассическую культуры.
(8) по происхождению и объекту воздействия различают народную, массовую и элитарную культуру;
(9) по роли и месту в общественной жизни различают культуру доминирующую, субкультуру, контркультуру и антикультуру.
Народная, массовая и элитарная культура
Народная культура возникает в значительной степени стихийно, она непосредственно вплетена в жизнедеятельность людей, связана с традициями, обычаями и социальными привычками.
Массовая культура — продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, распространение всеобщего образования, возрастание роли средств массовой информации и коммуникации. Так, процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, и от своей социальной среды, испытывали трудности, приобщаясь к городской культуре. Она требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но и гораздо большей образованности для работы в современных отраслях производства и участия в политическом процессе. Появление досуга и некоторых материальных возможностей требовали их адекватной организации и использования. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. Формы трансляции культурного опыта принципиально изменились — на смену передачи знаний и опыта от учителя к ученику приходит трансляция институционализированная (через газеты, радио, телевидение и т.п.), содержание культурной информации унифицируется, упрощается, так как ее нужно перевести со специализированного языка, понятного немногим, на язык обыденного понимания.
Развитие средств массовой коммуникации позволило создать целую индустрию массовой культуры. Можно выделить такие сферы проявления массовой культуры: формирование с детства в семье, в бытовом общении и т.д. стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающее основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний в соответствии с типовыми программами. Очень велика роль средств массовой информации, поскольку они формируют общественное мнение и нередко манипулируют им.
Массовая культура проявляется в системе национальной или государственной идеологии, выражающей интересы правящих элит, в социальной мифологии (создающей образы «героя», «врага», «справедливости» и др. и направляющей чувства, мысли, действия людей в «нужное русло»).
К массовой культуре относится индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя и способствующая развитию потребительской психологии. К массовой культуре можно также отнести индустрию физического имиджа (массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и др.), индустрию досуга (массовая художественная культура — приключенческая, детективная и другая литература, кино, поп-музыка, шоу-бизнес, туризм).
В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечен Интернет, ставший глобальным средством распространения продуктов культуры. Появление электронных средств меняет многие традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах взаимодействия людей.
Негативные черты массовой культуры, рассчитанной на массового потребителя, — это стандартизованность, невысокий, а то и просто низкий эстетический, идейный, интеллектуальный уровень, усредненность, иллюзия активности, манипулятивный характер. Но массовая культура — объективное явление современного общества, в нее так или иначе вовлечены все слои населения, поэтому «отменить» ее не представляется возможным. Речь может идти об «одухотворении» массовой культуры, усилении и расширении в ней ценностного содержания, препятствующего деградации культурных стандартов.
Что касается элитарной культуры, то первоначально она была противоположна культуре народной и распространена в городах среди лиц соответствующего образования и воспитания. С XX в. элитарная культура была противоположна массовой и формировалась, в немалой степени, как реакция на безыдейность, коммерциализацию, утилитарность массовой культуры. К элитарной культуре относятся формы так называемого «эстетствующего» образа жизни, модернистские и постмодернистские течения в литературе, искусстве, музыке, философии, образовании. Сохраняя личностное начало, презирая серость и посредственность, элитарная культура вместе с тем остается чуждой и непонятной обычному, простому человеку. Ее наличие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.
Культура доминирующая, субкультура, контркультура и антикультура
Под доминирующей культурой понимают ту, которая на данном этапе развития общества является преобладающей, господствующей, задающей и предписывающей образцы, стандарты образа жизнедеятельности. Например, в Средние века доминирующая культура была связана с религией, с церковью. В нашей стране 20—25 лет назад можно было говорить о наличии доминирующей культуры, связанной с коммунистической идеологией.
Культуры различных социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и др.) называются субкультурами, или частичными культурами. Они выражают специфику положения, интересов, потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них. Каждая субкультура имеет специфические правила и образцы поведения, стиль одежды, речь (жаргон), манеры, символы. Место и роль субкультуры в обществе зависят от ее численности, консолидированное, активности, характера ценностей, образа жизни, ситуации в обществе.
Если говорить о молодежи, то на сегодняшний день она не представляет однородной социальной группы. Например, молодежные субкультуры различаются музыкальными предпочтениями. Есть рапперы (они заметны по внешнему виду — широкие брюки, футболки, сумки до колен, особая манера говорить; нравственный идеал — сильная личность, самоутверждение). Для рокеров, панков характерны демократические предпочтения в одежде — «металл» (цепи, браслеты и т.п.), банданы, их ценностный идеал — справедливость. Есть любители поп-музыки, они, «как все», следуют массовой моде, их социальные и нравственные идеалы не выражены.
Актуальной становится тема компьютерной субкультуры, которая рождает особый стиль общения, обедняет языковую культуру человека, приучая его мыслить в простейших логических структурах, операциях (по типу «да-нет»).
Значительный интерес представляет изучение криминальной субкультуры, символы, речь, песни, образ жизни которой широко распространены, к сожалению, в современной России и влияют на разнообразные стороны культуры (эстраду, кино, литературу, нравственно-правовую сферу).
Контркультура — это совокупность норм и ценностей социальной группы, которые вступают в противоречие с нормами и ценностями доминирующей культуры. К контркультуре относятся тип протестного мироощущения, альтернативный стиль жизни, анти- традиционные формы художественного творчества. Особенностью контркультуры является то, что она, проявляя себя разрушительно, действуя против доминирующей культуры, стремится занять ее место. Можно сказать, что эта борьба старой и новой культуры. Вспомним из истории, что христианская культура начиналась как контркультура, а затем стала господствующей в Европе. Культурное движение эпохи Возрождения воспринималось как контркультура, затем это движение стало доминирующей культурой. В наше время идет процесс разрушения «старых» культурных норм, ценностей, но определить однозначно, какой именно тип культуры формируется, с каким набором ценностей, образцов, вряд ли сейчас возможно.
А вот антикультура в отличие от контркультуры направлена на разрушение культуры как таковой, тех механизмов, который обеспечивают ее сохранение и функционирование. К антикультуре можно отнести некоторые формы рок-культуры, нетрадиционных религий, культов, а также криминальную субкультуру.