Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей

Краткие новости

15.4. Функции культуры

15.4. Функции культуры

Чтобы определить ту роль, которую выполняет культура по отношению к обществу, рассмотрим функции культуры. Культура — система взаимосвязанных элементов, где изменение одних влечет за собой изменение других. Культура, таким образом, выполняет свои функции, сохраняя качество целостности.
Основными функциями культуры являются следующие:
(1) адаптивная — культура вырабатывает средства, способы, формы, образцы, ориентиры жизнедеятельности, поведения, общения, благодаря которым обеспечивается взаимодействие людей со средой существования, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения;
(2) гуманистическая, творческая — культура выступает как важнейшая характеристика человека, так как в ней осуществляется его развитие и проявление творческих сущностных сил;
(3) функция социализации — благодаря культуре осуществляется «вписывание» индивида, группы в ту или иную социальную среду через усвоение культурных образцов, норм поведения, их интериоризацию;
(4) функция трансляции социального опыта, информационная — культура выступает как социальная память человечества, обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего (через язык, понятия, традиции, институты культуры);
(5) познавательная (гносеологическая) — заключается в накоплении знаний о мире и о человеке в разнообразных формах — науке, технике, искусстве, морали, религии, философии;
(6) регулятивная (нормативная) — культура является средством контроля и самоконтроля за поведением, способами деятельности, взаимодействия индивидов, социальных групп (как правило, на основе писаных и неписаных законов);
(7) ценностно-ориентационная — культура задает определенную систему ориентаций, определяет, что значимо, что — нет, что — должно, что — нежелательно; в результате человек или группа придают своим действиям определенный смысл и направленность;
(8) коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;
(9) семиотическая (знаковая) — культура вырабатывает знаковые системы, язык, обозначающие и выражающие разными способами явления окружающего мира, отношения людей к миру, к самим себе, друг к другу;
(10) рекреативная, компенсаторская функция — мир культуры помогает человеку восстановить свои силы, поскольку произведения культуры отвечают потребности человека в эмоционально-эстетическом наслаждении;
(11) образовательно-воспитательная. Образование связано с культурой многосторонне: оно выступает как инструмент присвоения культуры, как социальный механизм ее поддержания и воспроизведения, как показатель состояния культуры.
Образование выполняет очень важные социальные функции. Во- первых, образование существенно влияет на распределение индивидов по социальным слоям, стратам в соответствии с уровнем и качеством полученного образования. Во-вторых, образование удовлетворяет запросы индивидов, возрастающие и изменяющиеся в условиях рыночных отношений. Сервисная, прагматическая функции образования способствуют адаптации индивидов, их социальной защите. В-третьих, образование влияет на жизненные стратегии индивидов, то есть формирует определенные системы ценностей.
Через образование человек включается в культуру, приобщается к культурным формам жизнедеятельности, овладевает образцами практики. Формы и нормы культуры присутствуют в знании и обучении неявно и передаются в процессе коммуникации, чаще всего, при личном общении. Оказывается, не информативность, а именно общение играет решающую роль. Обучающая деятельность — это не просто передача знаний, а деятельность, наполненная культурным содержанием и значением.
В процессе образования происходит приобщение личности к культурным смыслам бытия, которые преломляются через личный опыт. Каждая культура содержит правила, приемы, способы объяснения явлений, их интерпретации, установление взаимосвязей между ними. Они и усваиваются в процессе образования, благодаря чему человек оказывается способным жить, нормально функционировать в данном обществе.
Образование, следовательно, призвано обеспечить определенную интеграцию общества, единство смыслов. В противном случае разрушается основа для адекватного взаимопонимания, общения, сохранения целостности культурного поля. Смысловое единство культуры создает условия для формирования и сохранения целостности личности.
Как известно, личность развивается, овладевая разнообразными формами деятельности, проявляя в результате разные стороны своей сущности. И образование в идеале создает возможности разностороннего проявления человека.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты