Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

16.4. Наука и социология духовной жизни

16.4. Наука и социология духовной жизни

Для этих целей нам важны три основных значения науки как социального явления:
(1) особый вид знания, которому свойственны теоретичность, систематизированность, обоснованность и доказательность, стремление к объективности, антидогматичность и т.д.;
(2) специфичный вид деятельности, связанный с производством знания;
(3) социальный институт.
Социологию духовной жизни интересуют все эти три значения.
Рассматривая науку как вид знания, социология духовной жизни исследует ее связь с общественными потребностями и в плане генезиса и развития науки, и в плане обеспечения удовлетворения потребностей данного социума. Примером может служить известный труд Д. Бернала «Наука в истории общества» (1956).
Определяются социальные функции науки — прежде всего, познавательная (как уже отмечено, наука производит специфический вид знания). Научное знание имеет практическое значение и применяется в самых различных областях жизни общества — в производстве, политике и управлении, образовании, искусстве, быту. Известно, что за последнее столетие роль науки в обществе резко возросла, развертывается процесс научно-технической революции. Проникновение науки в практику идет по двум каналам: через систему образования и через технические изменения в производстве и другие сферы общественной жизни. Успешность общества все более определяется наукой. На основе научных знаний формулируются общетеоретические и философские выводы, которые имеют мировоззренческое значение, складывается научная картина мира. Наука может иметь и воспитательное значение, не только влияя на видение мира и свое место в нем, но и через деятельность по овладению знанием. М. Фуко характеризует науку как вид власти в обществе: определяя, что правильно, а что нет, она влияет на отношение к социальному миру и его структуре; знание используется как власть, более того, оно неравномерно распределяется между социальными группами. (Сейчас, в эпоху глобализации, неравный доступ к знанию и технологиям ставит народы и общества в разное положение в мире.)
Есть направление — социология знания, где выявляются социокультурные и социально-исторические условия, контекст, детерминирующий развитие и содержание науки (К. Мангейм, М. Малкей, П. Бергер, Т. Лукман и др.), а также влияние знания на конструирование социальной реальности. Приведем известный пример М. Фуко. Он пишет, что в Древней Греции арифметика была распространена в демократиях, поскольку ее основная идея — равенство, а геометрия — в олигархиях, так как ее основная идея — неравенство, пропорции. Или — влияние на Ч. Дарвина социальноэкономического учения Т. Мальтуса и условий капиталистического общества, на первой стадии которого господствуют анархия и конкуренция производства.
Развитие науки привело к появлению особой профессии, вида деятельности — ученый, исследователь. М. Вебер в своей лекции «Наука как призвание и профессия» анализирует некоторые черты деятельности и личности ученого (преданность своему делу, бескорыстие, трудолюбие, готовность к риску, интуиция, творчество и др.). Социология изучает данную профессиональную группу в разных аспектах: ее место в системе стратификации, интересы, отношения с другими группами, специфика отношений и коммуникации внутри научного сообщества.
Как социальный институт наука оформилась в Западной Европе в XVII в., когда появились Лондонское и Парижское Королевские научные общества. С этой точки зрения наука характеризуется функциональностью, наличием устного и письменного кодексов поведения и деятельности, символами, организацией. Заметим, что все это именно аспекты духовной жизни и наука в этом плане ее достаточно мощно и последовательно развивает. Она тесно связана с другими социальными институтами — образованием, экономикой, политикой, искусством и даже религией. Социология духовной жизни обращает внимание на социальные проблемы развития науки — ее место в обществе, государственную политику в отношении науки, специфику организации и деятельности научных учреждений, личностные, культурные и социально-психологические особенности научных работников, стратификацию в научной среде и др.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты