Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

17.3. Методы социологии религии

17.3. Методы социологии религии

В социологии религии используются методы, выработанные и применяемые в исследовании социальных явлений вообще, на двух уровнях — теоретическом и эмпирическом.
В целях анализа феномена религии применяются общие методы построения теории — гипотетико-дедуктивный, исторический, логический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, верификации. Продуктом и результатом познания на этом уровне выступают гипотезы и теории.
На эмпирическом уровне в исследовании религии к основным методам относят: опрос и статистический анализ, наблюдение и эксперимент, кросскультурный сравнительный анализ, контент- анализ, анализ письменных источников, исторических документов.
Одним из конкретно-социологических методов является опрос, который проводится либо в виде стандартизированного интервью, когда вопросы задает интервьюер, либо в форме письменного заполнения анкеты респондентом. Респондентам задаются вопросы об их религиозной принадлежности, о том, как часто они посещают церковь, молятся, в какой мере знакомы с вероучениями, как относятся к отдельным моментам, например верят ли в жизнь после смерти, в существование дьявола и т.д., то есть вопросы, которые позволяют судить о характере и интенсивности религиозности. Опросный метод полезен в установлении корреляций между теми или иными специфическими четами религиозности и определенными социальными установками.
Трудность в использовании этого метода связана с несовпадением слов и мыслей опрашиваемых, поэтому весьма существенное значение имеет интерпретация полученных данных.
Еще один метод эмпирических исследований — наблюдение. Это может быть стандартизированное наблюдение, когда социолог располагает определенной программой исследования и осуществляет фиксацию выделенных им показателей, а также включенное наблюдение, когда исследователь живет и работает в среде тех, кого он изучает. Этот метод использовался, в частности, в последнее время социологами, изучавшими новые религиозные движения. Участвуя в жизни группы, социолог имеет возможности наблюдать поведение людей в религиозном контексте.
При этом наблюдение может быть скрытым или открытым, если наблюдаемые доверяют новому члену группы. Он имеет очевидные преимущества, так как можно сопоставить, что говорят наблюдателю верующие о своих взглядах и что они делают. С помощью наблюдения можно получить более точные и глубокие, «качественные», данные.
У этого метода есть и ограничения. Прежде всего, это высокая квалификация наблюдателя, его умение общаться, устанавливать по возможности объективно то, что имеет существенное значение, отсеивая второстепенное (преодолевая при этом и собственный, подчас неосознаваемый субъективизм). Включенное наблюдение почти исчерпывает возможность для социолога религии в какой-то мере контролировать исследуемые обстоятельства.
Метод экспериментирования в социологическом изучении религии почти не применяется по той причине, что религия затрагивает глубокие сокровенные чувства личности, которые уже просто по этическим мотивам не должны становиться объектом манипулирования в каких бы то ни было целях.
Таким образом, в ходе социологического исследования религии как социального феномена применяется целый комплекс способов и приемов, как эмпирических, так и теоретических.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты