17.4. Социальные функции и роль религии
Широкое распространение при социологическом анализе религии получил функциональный подход, зародившийся еще у классиков теоретической социологии — М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.
Современные социологические исследователи религии также стремятся ответить на вопрос: каковы функции религии в современном обществе и какие общественные потребности религия удовлетворяет? При этом обычно выделяют шесть основных общественных потребностей.
1. Мировоззренческая общественная потребность — задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придает смысл бытию, предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения.
2. Интегративная общественная потребность — заключается в том, что совместные верования и культы, обряды усиливают социальную сплоченность, по выражению Э. Дюркгейма, формируют «Мы-чувства». То, что социолог рассматривает религию как исходный момент интеграции архаических обществ, остается в силе и сегодня. Она формирует систему культурных кодов, определяющих идентичность больших социальных групп, обеспечивает их устойчивость и стабильность. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму1, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей.
Можно сказать, что роль религии как фактора интеграции общества, поддержания и сохранения его стабильности, целостности неоднократно проявлялась в истории.
Достаточно вспомнить, что Русская православная церковь мирила враждующих князей, была хранительницей национальной культуры в годы золотоордынского ига и последующих смут. Она занимала патриотические позиции в годины бедствий, вражеских нашествий в 1812 г. и в Отечественную войну 1941—1945 гг. А вместе с тем с помощью государства жестоко преследовала религиозное инакомыслие — раскольников, сектантов.
3. Регулятивная общественная потребность религии — заключается в том, что она исторически формирует моральные нормы поведения в обществе, осуществляет социальный контроль над их соблюдением через свои организации, называемые церковью, или путем возбуждения общественного мнения.
Пристальное внимание анализу регулятивной функции религии уделял М. Вебер. В центре рассуждений социолога находится протестантизм в его аскетическом варианте в жизни мирской. Протестантизму присущ индивидуализм в делах веры. Он учит, что важны не столько обряды, сколько усердное выполнение своих обязанностей каждым. Работа есть нравственная необходимость, добросовестный труд, который будет вознагражден успехом и благосостоянием, — вот кредо протестантской этики, по Веберу1. Именно работа, угодная Богу, обеспечивает и сохраняет общую логику развития общества, обеспечивает преемственность его культурных завоеваний.
4. Психотерапевтическая общественная потребность — связывается с более оптимистическими жизненными установками и стрес- соустойчивостью верующих. Мотив смирения помогает верующим легче преодолевать встречающиеся на их пути трудности.
5. Коммуникативная общественная потребность — состоит в том, что совместное участие в религиозных организациях и мероприятиях способствует общению и налаживанию личных контактов участников религиозных действий. Первичным, несомненно, является общение с Богом.
6. Иллюзорно-компенсаторная общественная потребность — выполняет функцию иллюзорного восполнения практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять общественными отношениями2.
Таким образом, вышеперечисленные функции религии как сакральной формы смыслополагания деятельности людей выполняли и выполняют многообразную социальную роль в жизни человека и общества. Следовательно, социальную роль религии можно определить как совокупность функций, выполняемых конкретной формой религии в конкретных исторических условиях1. Из этого определения следует, что степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а оно не является данным раз и навсегда.
В различных исторических условиях и в разных социальных слоях религия может выступать и как сила, сковывающая человеческую энергию, приводящая к бегству от действительности, и может мобилизовать энергию, стать стимулом разрыва с существующим социальным порядком для созидания новой жизни. Так, например, в эпоху кризиса рабства раннее христианство показало способность разрешать противоречия и способствовать установления более высокой системы общественных отношений. Аналогичную роль сыграла религия в эпоху Реформации, когда религиозные идеи, овладев массами, способствовали коренному преобразованию общественного порядка. Поэтому марксистская социология настаивает на том положении, что нельзя говорить о какой-то неизменной реакционной или революционной роли религии, которая была бы присуща ей во все времена и для всех народов.
1 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа и Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 11-145, 438-441, 469-471.
1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произв. М., 1990. С. 44.
2 Отечественные религиоведы Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков отмечают ее как главную социальную функцию религии.