Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

17.5. Религия как социальный институт

17.5. Религия как социальный институт

Если говорить о социальной составляющей религии как ценностнонормативного комплекса, то религия как специфический тип мировоззрения со своей культурно-символической основой и способом организации жизнедеятельности и поведения верующих, несомненно, подпадает под определение социального института.
Оформлению феномена религии как социального института способствовало появление религиозных организаций, что свидетельствовало об усилении системных качеств религии. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих — служителей культа, которые становятся во главе религиозных организаций и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих. Все эти элементы религиозной системы воздействуют на процессы изменения общества.
Деятельность религиозного института определяется: (1) набором специфических норм, которые регулируют типы ролевого поведения его членов (иначе религиозные практики); (2) наличием материальных средств и условий (добровольные пожертвования, различные виды помощи и т.п.), обеспечивающих успешное выполнение основных функций и социальный контроль; (3) эта деятельность интегрируется в социально-политическую (связь с государством), ценностную и идеологическую структуры любого общества.
Итак, религиозные организации в своих устойчивых формах обладают всем набором основных институциональных признаков и характеристик и подпадают под определение социального института. В христианстве, например, основным формализованным институтом является церковь — объединение людей, которые придерживаются одного вероисповедания, вместе отправляют обряды, соблюдают традиции и т.п. Она имеет определенные отношения с государством, признается им и пользуется авторитетом. Это хорошо организованная иерархиизированная система солидарных взаимодействий.
Исторически сложилось так, что религия с помощью церкви, служителей культа наделяла человека пониманием конечных истин бытия, ценностными установками, принимала на себя регламентацию жизни паствы (например, в период становления раннего христианства в Европе) и делала так, чтобы каждый независимо от сословной принадлежности нуждался в ней (был ей подвластен).
Но нельзя проигнорировать очевидный факт, свидетельствующий о том, что культура и идеология того или иного общества детерминируются исключительно религиозной составляющей. Религиозная идеология как элемент социального института стремится заполнить «пустующую» светскую идеологическую нишу, иногда идет параллельно с ней или уступает свои социальные приоритеты, что не раз происходило в истории. Свидетельством тому являются протестные движения, национально-освободительные конфликты (например, в мусульманском мире), зачастую выступающие под религиозными флагами.
Таким образом, религиозные организации, возникнув на основе общности религиозных верований и культовых действий, приобретают относительную самостоятельность в своем развитии, становясь социальным институтом, выполняющим не только религиозные, но и политические и культурно-образовательные, семейно-бытовые и экономические функции.

1 Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд., доп. М., 1985. С. 105.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты