Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Социология arrow Социология учебник В.К. Батурина arrow 17.7. Религиозная ситуация в современном мире и современной России

17.7. Религиозная ситуация в современном мире и современной России

17.7. Религиозная ситуация в современном мире и современной России

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво. Пройдя путь от теорий отмирания религий до религиозного возрождения в веке XX, религия вылилась в форму религиозного фундаментализма (консервативное направление, отстаивающее неизменность догматики и культовых предписаний) и модернизма (ставящего задачу обновления религии, приспособления ее к современным реалиям). Это связано с тем, что значительная часть мира, включая и Россию, оказалась способной вступать в диалог, который ориентирован на возрождение традиционных ценностей как реакцию на вызов современности, политическую и экономическую нестабильность и социальные потрясения. Религиозное сознание оказалось открыпым к контактам с другими религиями (меж- религиозному диалогу — экуменизму) и светскому гуманизму.
В XX в. протестантизм выступил инициатором экуменического движения за объединение христианских церквей, преодоление вражды между ними. К этому движению примкнули православные церкви, во главе его стоит Всемирный совет Церквей, который главное внимание уделяет поиску стратегий развития современного общества и борьбы с нависшими перед человечеством угрозами. Многие из них можно преодолеть только сообща, только найдя возможность объединиться, солидаризироваться
Первый социологический прогноз относительно будущего религии не оправдался, хотя позитивистская идея Конта — прогноз о замене религии наукой — господствовала в общественном сознании до первой трети XX в. Второй социологической теорией, а фактически вторым подобным прогнозом, говорящим об исчезновении религии, была марксистская интерпретация религии как формы «ложного сознания», «сердце бессердечного мира» и т.п., и этот прогноз так же не оправдался. Третья, и наиболее дискутируемая, теория «утраты священного» принадлежит Максу Веберу, который предвидел неизбежный конфликт между религией и современным прагматичным сознанием с безусловной победой последнего.
Нынешний век показал, что «священное начало» продолжает существовать и религия как особый феномен в той или иной форме неизменно присутствует в жизни людей. В ней воплощен социальный опыт, религия не иллюзия или ложное объяснение мира, она не может быть вытеснена истинным — научным знанием. Эта ее особенность была подчеркнута известнейшим социологом Э. Дюркгеймом. Исторически она связана с развитием науки и культуры.
В связи с этим примечательно умозаключение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Между верой и знанием нет противостояния. Однако всем векам и народам знаком спор о том, можно ли подкрепить мистический опыт научными данными. Этот спор религии не с наукой, а скорее с идеологией сциентизма, привыкшего говорить от имени науки»1.
В России 1990-х годов обнаруживается вопреки прогнозам О.    Конта спрос на иррационализм и мистику. Этому способствовали технократический подход к реформированию общества, модернизация страны ценой колоссального обнищания основной массы населения, пренебрежение не только к моральным, но и правовым нормам, криминализации общества. Интеллигенция, система образования практически оставили народное сознание без поддержки как раз в период кризиса, когда старые ценности и идеалы, которыми жили несколько поколений советских людей, были дискредитированы и образовался духовный вакуум. Религиозная вера многих россиян означает не что иное, как просто инверсия вчерашнего неверия. Бывшие атеисты в одночасье стали верующими. Началось увлечение магией, оккультизмом, пришлыми экзотическими культами вместе с обращением к традиционной вере и этноконфессио- нальной идентичности (русский-православный)2.
Правда, современные социологические исследования в России указывают на поверхностный уровень религиозности подавляющего большинства, заявившего о себе как о верующем. Социологическое изучение религиозности в современной России (анализ проведен компанией Gallap в 2009 г.) указывает на то, что всего 34% жителей России считают, что религия играет значительную роль в их жизни. Это немногим больше, чем во Франции — 30% или Великобритании — 27%. Но отметим сразу, что Россия — многоконфессиональная страна, поэтому исследование «на религиозность» принципиально затруднено. Из 114 государств Россия оказалась среди наименее религиозных стран. К слову, самой последовательной страной в плане религии является Польша. Совершенно уникальна Индия, где в Бога верят 43% опрошенных, а в церковь ходят 71% населения.
Следует заметить, что православие в России является национальной и государственной традицией, и с этим соглашается 74,5% респондентов. Так исторически сложилось, что народ в России был и остается более традиционным, чем религиозным, а религия служила способом национальной, культурной и личностной идентификации. По нашему мнению, данная тенденция сохраняется и сегодня.
Русская православная церковь только тогда сможет обрести понимание у россиян, когда возьмет на себя роль общерусского духовника, то есть устроителя и охранителя частной, внутренней духовной жизни наших граждан. Притягательность церкви может заключаться также в ее благотворительности, образовательной, воспитательной и правозащитной деятельности.
Иначе говоря, в российском обществе происходит своеобразная «религиизация», то есть расширение влияния церкви и религии на сознание и поведение населения. Значительной проблемой современного периода российского общества является не просто ценностная переориентация, прежде всего молодого поколения, но формирование такой структуры смысложизненныш ценностей, которая гармонично сочетала бы в себе национально-ментальную специфику (российскую духовность) и рыночную ориентированность (западный прагматизм).
Итак, подводя итог, следует отметить, что социология религии за относительно короткий период своего существования в ранге науки достигла весьма значительных успехов в деле теоретического анализа феномена религии. Она предложила несколько моделей, выражающих сущностные характеристики религии; выявила ее социальные функции; проанализировала религию как социальный институт; исследовала тенденции развития религии, предложив ряд прогнозов ее будущего состояния не только в западном мире, но и в России, заключив, что будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, сохранит ли человечество свое духовное лицо.
1 Белла Р. Привычки сердца // Религия и общество: Xрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996.
1 Усилятся ли в XXI в. позиции атеизма или, напротив, укрепится вера в Бога? // Рубеж веков. М., 2000. С. 63.
2 См. об этом: Гараджа В.И. Указ соч. С. 302—303.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты